Комментарий НЦЗПИ о рекомендательном характере письменных разъяснений применения нормативных правовых актов |
В апрельском номере журнала «Финансовый директор» мы уже акцентировали внимание на изменениях в Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон об НПА), внесенных Законом Республики Беларусь от 07.04.2023 № 261-З. Сейчас предлагаем комментарий НЦЗПИ о рекомендательном характере письменных разъяснений применения нормативных правовых актов.
На основании решения Конституционного Суда «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» Закон об НПА дополнен положением о том, что такие разъяснения носят рекомендательный характер.
При этом определено, что правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений нормативных правовых актов, подготовленных уполномоченными государственными органами (организациями), устанавливаются законодательными актами.
Следует отметить, что такие правовые последствия регламентированы в налоговой сфере.
Согласно пункту 3 статьи 21 Налогового кодекса плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом этим кодексом и иными актами законодательства. Данное положение распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме.
В частности, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 55 Налогового кодекса предусмотрено, что пени не начисляются на подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) в случае, если они не уплачены на основании разъяснения, полученного плательщиком от налогового органа в письменной или электронной форме. Однако если плательщику поступят разъяснения от налогового органа (в том числе другого) по тому же вопросу, которое отличается от предыдущего, то через 10 календарных дней после направления такого разъяснения будет начисляться пеня.
Кроме того, в пункте 7 примечания к главе 14 (административные правонарушения против порядка налогообложения) Кодека об административных правонарушениях закреплено, что плательщик не подлежит привлечению к административной ответственности, если правонарушение в налоговой сфере явилось следствием выполнения им разъяснений уполномоченного государственного органа.
<...>