Войти Регистрация
Кому нужно бояться несоответствия доходов-расходов и дополнительных проверок МНС

Кому нужно бояться несоответствия доходов-расходов и дополнительных проверок МНС |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 2/2021
Количество просмотров 572
Автор проверки, проверки, личные доходы, личные доходы, подоходный налог подоходный налог

Цифровизация налоговой системы предполагает создание единой системы интеллектуальной обработки данных, построение базы доходов и расходов физических лиц, а также дальнейшее развитие существующих информационных систем налоговых органов. Планируется оцифровать сведения и документы плательщиков, хранящиеся в МНС либо получаемые от других госорганов и источников, а затем внедрить интеллектуальную систему анализа рисков, например, завышения расходов над расходами.

МНС считает необходимым переформатировать контроль за соответствием доходов и расходов граждан, сообщил Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко: «Как правило, источниками серых доходов являются средства от незарегистрированной предпринимательской деятельности и сокрытая выручка субъектов хозяйствования. Поэтому работа по контролю за соответствием доходов и расходов граждан должна быть переформатирована».

По его мнению, необходимо не просто анализировать имущественное положение физлица, а пытаться установить источник происхождения средств и рассматривать вопрос о налогообложении именно первоначально полученного дохода, который был сокрыт от налогообложения. Налоговикам необходимо изучить финансовые потоки между взаимозависимыми лицами, результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, где гражданин является учредителем, и множество других сведений. «Эта работа основана на большом анализе данных о физлице, его родственниках, взаимосвязях между субъектами хозяйствования. Но именно такая работа позволяет комплексно связать превышение расходов над доходами учредителя и финансовые результаты организации», — сказал Сергей Наливайко.

Налоговые органы продолжат анализировать соответствие доходов и расходов граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП. По словам Министра, незначительная налоговая база по налогам от деятельности, полное расходование в безналичном порядке всей полученной выручки, отсутствие снятия наличных денег со счета на протяжении ряда лет и при этом приобретение имущества — это первые признаки, что предприниматель скрывает доходы. «В данном случае наиболее справедливое налогообложение — это налогообложение не превышения расходов над доходами, а изначально полученной выручки», — считает Министр.

«Беспокоиться и переживать гражданам, которые имеют официальные доходы и соразмерные траты, в принципе не стоит», — сказал Сергей Наливайко. Он добавил, что даже, если есть разбежка между доходами и расходами в 200–300 долларов и даже в несколько тысяч долларов, то это не те случаи, которые интересуют налоговиков. Министр также подчеркнул, что в Беларуси сравнивают доходы и расходы всех граждан. «Другое дело, что есть определенные категории повышенного риска, как мы их называем», — добавил глава налогового ведомства. Он отметил, что речь, в частности, идет о тех, кто имеет мизерный доход, но тратит значительные суммы, регистрирует на свое имя объект недвижимости или автомобиль. Вот эта категория и составляет зону риска. Все остальные граждане могут просто не беспокоиться.

Напомним, также, что с 2021 года в Налоговом кодексе предусмотрен механизм воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.

В случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога, его уплата осуществляется за счет собственных средств налогового агента, и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 51 ст. 216 НК).

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как пополнить оборотку строительным организациям? Разрешено использовать 50% накопленного гарантийного фонда

Указом снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока. Этот размер теперь будет 0,5% от стоимости работ вместо прежних 1,5%.

2. Крутой обсудил с бизнес-союзами предложения КГК по налогам для ИП

Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой провел встречу с руководителями ведущих деловых ассоциаций, на которой обсуждались предложения КГК по изменению системы и порядка налогообложения ИП и сокращению наличного денежного оборота, а также вопросы формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий деятельности для субъектов хозяйствования сферы ЖКХ. Были также подняты вопросы реализации положений Директивы №4.

3. С 9 июля в Беларуси вводится новый порядок регистрации резидентами валютных договоров

С 9 июля валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Беларуси необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка. Регистрировать необходимо валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 4 тыс. базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также постановлением от 12.02.2021 № 37 определен перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор необходимо регистрировать.

4. Об эксперименте по непроставлению отметок таможенных органов

Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 установлено, что с 1 марта 2021 г. при совершении в электронном виде таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются.

5. Опубликованы Основы макропруденциальной политики Национального банка

Целью документа является разъяснение общественности применяемых подходов к проведению макропруденциальной политики в рамках формирования системы по обеспечению финансовой стабильности как одной из ключевых предпосылок для устойчивого экономического роста. В нашей стране создан Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят представители Совета Министров, Национального банка и других госорганов.

6. Депутат: «Сбор за пересечение границы будут взимать не ранее следующего года. Если такое решение примут»

В начале года бурю обсуждений вызвало предложение ввести новый налог — за пересечение границы на авто хотят брать 87 рублей. Негодование вызвал сам факт взимания денег за передвижение автомобилиста за рубеж, факт возможности покинуть страну на машине только за плату. Во время круглого стола по вопросам законодательных нововведений подняли тему не самого существования налога, а в первую очередь сроков его реализации.