Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг?
Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг? |
Автор Нонна Рабец Нонна Рабец
Количество просмотров 18
Автор кредитование, кредитование, банки, банки, госпрограммы госпрограммы
Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг?

На протяжении длительного времени директивное кредитование позволяло активизировать инвестиционный процесс, но вместе с тем привело к накоплению ряда дисбалансов и нарастанию издержек, среди которых — значительная сегментация кредитного рынка, удорожание кредитов в рыночном сегменте, усиление стимулов к долларизации, ухудшение доступа частного сектора к кредитам, субсидирование убыточных предприятий.

Директивное кредитование является определенной льготой не только для тех предприятий, которые могут претендовать на данную льготу, но и привилегией для банков, которые реализуют льготное кредитование. Исключение директивного кредитования поставит в равные конкурентные условия банки, а критерием кредитования станет только платежеспособность потенциальных кредитополучателей.

Директивное кредитование может осуществляться в различных формах. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2018 № 969 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2019 году» (далее — Постановление № 969) под директивным понимается кредитование, осуществляемое:

·              ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (за исключением кредитов за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями, экспортных кредитов, предоставляемых на условиях Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)») финансирования деятельности субъектов МСП, в уставных фондах которых доля Республики Беларусь либо ее административно-территориальных единиц не превышает 25%, на условиях, определяемых Совмином, кредитов, предоставляемых для реализации проектов ГЧП, а также кредитов, предоставляемых для реализации проектов, направленных на создание и развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

·              банками Республики Беларусь при условии:

·              компенсации из средств республиканского и (или) местных бюджетов потерь банка от предоставления кредитов на льготных условиях;

·              возмещения (уплаты) юрлицам из средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов за пользование банковскими кредитами либо их части;

·              целевого кредитования за счет размещенных в банковский вклад (депозит) временно свободных средств республиканского бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов;

·              предоставления гарантий Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым банками;

·              определения решением Президента и (или) Правительства конкретного кредитополучателя, за исключением кредитов, предоставляемых банками за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями.

Директивное кредитование может быть целевым кредитом, в виде компенсации процентов банку или клиенту, в виде кредита, обеспеченного правительственной гарантией.

Право директивного кредитования в текущем году предоставлено трем банкам, а именно наряду с ОАО «Банк развития Республики Беларусь» возможность выдачи льготных кредитов получили ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк».

Установленные Постановлением № 969 лимиты и направления директивного кредитования систематически перераспределяются между банками, а объем льготного кредитования в текущем году по сравнению с 2018 годом снижен на 35% до 800 млн руб.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 484, должно развиваться эффективное распределение ресурсов в экономике, что подразу- мевает сокращение участия банков в директивном кредитовании, в том числе посредством развития механизма кредитования госпрограмм и мероприятий с использованием субсидий, с одновременным расширением кредитования на коммерческих принципах.

Следует отметить, что кредитование в объемах, превышающих лимиты директивного кредитования, и по направлениям директивного кредитования, не предусмотренным Постановлением № 969, осуществляется без оказания господдержки. Кроме того, предоставление отсрочек (рассрочек) возврата (погашения) сумм основного долга по кредитам, предоставленным банками, Банком развития в рамках директивного кредитования, осуществляется без возмещения (уплаты) процентов за пользование банковскими кредитами (компенсации потерь банков) на сумму задолженности по кредитам, сроки возврата которой были продлены, за исключением случаев предоставления отсрочек (рассрочек) в пределах текущего календарного года, а также, если иное не предусмотрено решениями Президента и (или) Правительства.

Возмещение процентов осуществляется только при условии 

...

Продолжение читайте в статье.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

2. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

3. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.