Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг?

Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг? |

Автор Нонна Рабец Нонна Рабец
Номер № 09/2019
Количество просмотров 589
Автор кредитование, кредитование, банки, банки, госпрограммы госпрограммы

На протяжении длительного времени директивное кредитование позволяло активизировать инвестиционный процесс, но вместе с тем привело к накоплению ряда дисбалансов и нарастанию издержек, среди которых — значительная сегментация кредитного рынка, удорожание кредитов в рыночном сегменте, усиление стимулов к долларизации, ухудшение доступа частного сектора к кредитам, субсидирование убыточных предприятий.

Директивное кредитование является определенной льготой не только для тех предприятий, которые могут претендовать на данную льготу, но и привилегией для банков, которые реализуют льготное кредитование. Исключение директивного кредитования поставит в равные конкурентные условия банки, а критерием кредитования станет только платежеспособность потенциальных кредитополучателей.

Директивное кредитование может осуществляться в различных формах. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2018 № 969 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2019 году» (далее — Постановление № 969) под директивным понимается кредитование, осуществляемое:

·              ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (за исключением кредитов за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями, экспортных кредитов, предоставляемых на условиях Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)») финансирования деятельности субъектов МСП, в уставных фондах которых доля Республики Беларусь либо ее административно-территориальных единиц не превышает 25%, на условиях, определяемых Совмином, кредитов, предоставляемых для реализации проектов ГЧП, а также кредитов, предоставляемых для реализации проектов, направленных на создание и развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

·              банками Республики Беларусь при условии:

·              компенсации из средств республиканского и (или) местных бюджетов потерь банка от предоставления кредитов на льготных условиях;

·              возмещения (уплаты) юрлицам из средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов за пользование банковскими кредитами либо их части;

·              целевого кредитования за счет размещенных в банковский вклад (депозит) временно свободных средств республиканского бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов;

·              предоставления гарантий Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым банками;

·              определения решением Президента и (или) Правительства конкретного кредитополучателя, за исключением кредитов, предоставляемых банками за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями.

Директивное кредитование может быть целевым кредитом, в виде компенсации процентов банку или клиенту, в виде кредита, обеспеченного правительственной гарантией.

Право директивного кредитования в текущем году предоставлено трем банкам, а именно наряду с ОАО «Банк развития Республики Беларусь» возможность выдачи льготных кредитов получили ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк».

Установленные Постановлением № 969 лимиты и направления директивного кредитования систематически перераспределяются между банками, а объем льготного кредитования в текущем году по сравнению с 2018 годом снижен на 35% до 800 млн руб.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 484, должно развиваться эффективное распределение ресурсов в экономике, что подразу- мевает сокращение участия банков в директивном кредитовании, в том числе посредством развития механизма кредитования госпрограмм и мероприятий с использованием субсидий, с одновременным расширением кредитования на коммерческих принципах.

Следует отметить, что кредитование в объемах, превышающих лимиты директивного кредитования, и по направлениям директивного кредитования, не предусмотренным Постановлением № 969, осуществляется без оказания господдержки. Кроме того, предоставление отсрочек (рассрочек) возврата (погашения) сумм основного долга по кредитам, предоставленным банками, Банком развития в рамках директивного кредитования, осуществляется без возмещения (уплаты) процентов за пользование банковскими кредитами (компенсации потерь банков) на сумму задолженности по кредитам, сроки возврата которой были продлены, за исключением случаев предоставления отсрочек (рассрочек) в пределах текущего календарного года, а также, если иное не предусмотрено решениями Президента и (или) Правительства.

Возмещение процентов осуществляется только при условии 

...

Продолжение читайте в статье.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как растет стоимость доставки из-за проблем на границах Беларуси

Сейчас все грузы проходят проверку рентгеном, и так как белорусские пограничники увидели, что поток автомобилей увеличивается, а погранпункт - не бесконечное место, куда помещается много автомобилей, то они сейчас направляют тягачи на внутренние таможенные пункты Беларуси и проводят там дополнительные проверки - выгрузка груза, проверка и снова погрузка, за которые перевозчики должны платить.

2. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

3. О новых международных требованиях к раскрытию информации некоммерческими организациями

Американский Совет по стандартам финансовой отчетности выпустил новые требования к представлению и раскрытию информации некоммерческими организациями по полученным ими нефинансовым активам (“подаркам”) в натуральной форме (“gifts in kind”).

4. Как страны Европы пытаются избежать второго локдауна

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день в Европе коронавирусом заражаются от 40 до 50 тысяч человек. Такой стремительный рост невозможно объяснить только возросшим числом проводимых тестов. "Сентябрьские данные должны всем нам послужить сигналом тревоги", - заявил глава европейского бюро ВОЗ.

5. Рассмотрим какие меры по облегченному переводу компаний из Беларуси готовит Литва

Литва заинтересована в привлечении бизнеса из сотрясаемой политическим кризисом Беларуси, а меры по облегчению перевода компаний в Литву включают упрощенную регистрацию предприятий, заявил министр экономики и инноваций. В Литве уже есть условия для открытия счетов с литовским номером счета (IBAN), предприятиям белорусского капитала, однако для этого необходима регистрация предприятия в Литве. Еще проще открыть личные счета для работников предприятий.

6. Центробанк России прогнозирует резкое ухудшение ситуации с балансом валютных потоков в конце 2020 года

За январь-август, согласно статистике Центробанка России, профицит составлял 23,3 млрд USD. Однако из свежего прогноза следует, что в сентябре-декабре этот показатель должен стать отрицательным - минус 21,3 млрд долларов. Таким образом по расчетам ЦБ, за весь текущий год профицит текущего счета платежного баланса РФ составит всего 2 млрд USD, что является настоящей катастрофой.