Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг?

Конкуренция на банковском рынке: директивное кредитование или факторинг? |

Автор Нонна Рабец Нонна Рабец
Номер № 09/2019
Количество просмотров 215
Автор кредитование, кредитование, банки, банки, госпрограммы госпрограммы

На протяжении длительного времени директивное кредитование позволяло активизировать инвестиционный процесс, но вместе с тем привело к накоплению ряда дисбалансов и нарастанию издержек, среди которых — значительная сегментация кредитного рынка, удорожание кредитов в рыночном сегменте, усиление стимулов к долларизации, ухудшение доступа частного сектора к кредитам, субсидирование убыточных предприятий.

Директивное кредитование является определенной льготой не только для тех предприятий, которые могут претендовать на данную льготу, но и привилегией для банков, которые реализуют льготное кредитование. Исключение директивного кредитования поставит в равные конкурентные условия банки, а критерием кредитования станет только платежеспособность потенциальных кредитополучателей.

Директивное кредитование может осуществляться в различных формах. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2018 № 969 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2019 году» (далее — Постановление № 969) под директивным понимается кредитование, осуществляемое:

·              ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (за исключением кредитов за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями, экспортных кредитов, предоставляемых на условиях Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)») финансирования деятельности субъектов МСП, в уставных фондах которых доля Республики Беларусь либо ее административно-территориальных единиц не превышает 25%, на условиях, определяемых Совмином, кредитов, предоставляемых для реализации проектов ГЧП, а также кредитов, предоставляемых для реализации проектов, направленных на создание и развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

·              банками Республики Беларусь при условии:

·              компенсации из средств республиканского и (или) местных бюджетов потерь банка от предоставления кредитов на льготных условиях;

·              возмещения (уплаты) юрлицам из средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов за пользование банковскими кредитами либо их части;

·              целевого кредитования за счет размещенных в банковский вклад (депозит) временно свободных средств республиканского бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов;

·              предоставления гарантий Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым банками;

·              определения решением Президента и (или) Правительства конкретного кредитополучателя, за исключением кредитов, предоставляемых банками за счет средств, привлеченных в рамках международных договоров, а также ресурсов, предоставленных международными финансовыми организациями.

Директивное кредитование может быть целевым кредитом, в виде компенсации процентов банку или клиенту, в виде кредита, обеспеченного правительственной гарантией.

Право директивного кредитования в текущем году предоставлено трем банкам, а именно наряду с ОАО «Банк развития Республики Беларусь» возможность выдачи льготных кредитов получили ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк».

Установленные Постановлением № 969 лимиты и направления директивного кредитования систематически перераспределяются между банками, а объем льготного кредитования в текущем году по сравнению с 2018 годом снижен на 35% до 800 млн руб.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 484, должно развиваться эффективное распределение ресурсов в экономике, что подразу- мевает сокращение участия банков в директивном кредитовании, в том числе посредством развития механизма кредитования госпрограмм и мероприятий с использованием субсидий, с одновременным расширением кредитования на коммерческих принципах.

Следует отметить, что кредитование в объемах, превышающих лимиты директивного кредитования, и по направлениям директивного кредитования, не предусмотренным Постановлением № 969, осуществляется без оказания господдержки. Кроме того, предоставление отсрочек (рассрочек) возврата (погашения) сумм основного долга по кредитам, предоставленным банками, Банком развития в рамках директивного кредитования, осуществляется без возмещения (уплаты) процентов за пользование банковскими кредитами (компенсации потерь банков) на сумму задолженности по кредитам, сроки возврата которой были продлены, за исключением случаев предоставления отсрочек (рассрочек) в пределах текущего календарного года, а также, если иное не предусмотрено решениями Президента и (или) Правительства.

Возмещение процентов осуществляется только при условии 

...

Продолжение читайте в статье.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Из чего складывается финансовая поддержка белорусских предприятий-экспортеров

Кроме того, в 2019 году снижена минимальная сумма экспортного кредита с 1 млн. долларов США до 200 тыс. долларов США, что позволит создать в дальнейшем равные условия доступа предприятий с различным масштабом деятельности к экспортным кредитам с господдержкой, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса.

2. Директивное кредитование заканчивается. Председатель Правления Банка развития рассказывает об изменениях

Готовимся работать в условиях самостоятельно отбираемых проектов на рыночных условиях кредитования без всяких механизмов льготирования процентных ставок. Обсуждается возможность субсидирования не кредитных продуктов, а инвестиционных расходов. То есть предприятия смогут получить из бюджета трансферы, компенсирующие часть инвестиционных расходов.

3. CeoWorld Magazine опубликовало рейтинг самых дорогих для проживания стран

Американское издание CeoWorld Magazine указало, что самая дорогая для проживания страна - Швейцария. Всего в рейтинг попали 132 страны, которые оценивали по 5 критериям – цены на жилье, аренда жилья, цены на продукты питания, цены в ресторанах, покупательная способность жителей. 

4. О плане BEPS по налогообложению международных корпораций

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 года: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении.

5. Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Международная финансовая корпорация за все время инвестировала в Беларусь 850 млн USD, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн. По итогам анализа экспертам Всемирного банка удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.

6. МАРТ об основных задачах на 2020 год и применении антимонопольного законодательства

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений. Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.