Лайфхаки бюджетирования и оптимизация затрат в период кризиса |
Для большинства из нас наиболее актуальная проблема — это неконтролируемый рост затрат. Поэтому любому предприятию необходима четкая программа для их оптимизации.
Многие предприятия используют стратегию снижения затрат, при которой сотрудники изучают факторы, влияющие на затраты; проверяют соответствие технологических процессов нормам; рассчитывают оптимальную нагрузку производственных цехов; выясняют причины перерывов в работе; контролируют наличие сбоев при отгрузке или приемке товаров; выявляют затоваривание склада и т. п. После чего происходит анализ и оптимизация расходов. Другими словами, сотрудники намечают программу сокращения выявленных затрат, а затем руководитель рассматривает ее. Также планирование снижения затрат предполагает комплекс мероприятий, разделяющихся по срокам.
Поскольку белорусская практика рыночного периода немного отстает от западной, возникает необходимость рассмотрения таких методов оптимизации затрат, как метод применения носителей затрат, применение закона Парето, сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг, АВС-метод (Activity Based Costing), таргет-костинг, кайзен-костинг, метод SCM (цепочка ценностей). Однако это лишь теория, на практике дело обстоит иначе.
Что касается выбора конкретного метода, то при использовании метода ABC применяется корректная информация для ценообразования и прогнозирования, однако этот метод достаточно сложно использовать повседневно, например, в отличие от метода применения носителей затрат, который является наиболее простым. Закон Парето применяется только для наиболее важных и значимых статей, однако степень контролируемости статьи может служить препятствием в управлении затратами. Метод сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг имеет ряд проблем: многие предприятия не знают собственной структуры затрат; в компаниях не определены четкие цели по снижению затрат; отсутствует культура экономии как элемент корпоративной культуры. Достоинства таргет-костинга: фокусирует внимание сотрудников на внешних факторах в большей степени, чем на внутренних. Проблемы: конфликт интересов подразделений — не всегда сокращение затрат равно выгодно для всех подразделений; конфликт между руководителями и подчиненными связан с мотивацией персонала. Кайзен-костинг, в отличие от таргет-костинга, применяется на этапе производства продукции. А в случае разработки стратегии с целью повышения конкурентоспособности продукции и компании в целом с помощью завоевания конкурентных преимуществ лучшим оказывается метод цепочки ценностей.
При этом оценить эффективность используемого метода оптимизации затрат можно с применением методики многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности или методики расчета производственного риска.
Под воздействием негативных тенденций в экономике компании видят один из главных рецептов выживания в период кризиса — снижение затрат, однако стоит акцентировать внимание не столько на их сокращении, сколько на их оптимизации, которая будет достигаться путем мультипликации эффекта от минимизации ресурсных затрат.
Управление затратами в компании в первую очередь тесно связано с системой бюджетирования, так как внедрение и эффективная работа системы бюджетирования, можно сказать, является первоочередным шагом компании к оптимизации затрат. Это связано с тем, что, разрабатывая бюджет, компания определяет размер планируемых затрат, тем самым управляя ими. При этом используются как нормативы затрат (или как их еще называют — нормирование затрат), посредством чего существенно сокращаются расходы, так и установление лимитов, которое относится лишь к тем статьям затрат, для которых не установлены первые, например коммерческие расходы, общехозяйственные расходы и т. д.
<...>



