МАРТ об изменениях в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

МАРТ об изменениях в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» |

Автор пресс-служба МАРТ пресс-служба МАРТ
Количество просмотров 465
Автор законодательство, законодательство, потребительский рынок потребительский рынок

22 июня 2018 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь официально опубликован Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь  от 09.01.2002 № 90-З  «О защите прав потребителей» (далее - Закон), подписанный Главой государства 13 июня 2018 г.

 

Права потребителя

 

В Закон вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, а также предложения потребительского сообщества (общественных объединений потребителей) и бизнеса.

 

С учетом предложений потребительского сообщества, в целях создания условий для осознанного выбора потребителями товаров (работ, услуг) в Законе оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах).

 

В частности, Закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация:

  • о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают; 

  • о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др. должно содержаться указание на класс энергоэффективности бытовой техники.

Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через Интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

 

Значительное количество обращений при работе над проектом Закона касалось темы языка предоставляемой информации. В этой связи в Законе учтено предложение о доведении информации «на белорусском и (или) русском языках» вместо закрепленной сегодня альтернативы – «на белорусском или русском языке».

 

Законом закрепляется право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.

 

Законом также введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств. Отсутствие регулирования данного вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.

 

По аналогии с правом потребителя на возврат качественного товара, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

 

Много потребительских споров и жалоб в последнее время порождается отсутствием должного регулирования оборота так называемых «подарочных сертификатов». Законом предусматривается, что Правительством будет установлен порядок реализации товаров (работ, услуг) по подобного рода документам. Разработка соответствующего нормативного правового акта должна быть завершена к сроку вступления в силу Закона, т.е. к 23 декабря 2018 г.

 

Наряду с предложениями потребительского сообщества, в Законе учтены также обоснованные предложения бизнес-сообщества с учетом опыта регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей в законодательстве государств-членов Евразийского экономического союза.

 

В частности, устанавливается иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в 2-х случаях: 

  • при выявлении существенного недостатка;

  • при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.


Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14-ти до 30-ти дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.

 

По предложению субъектов торговли вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в 3-дневный срок (в целях обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя).

 

Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

 

Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

 

Кроме того, в Закон был внесен ряд поправок с целью его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

В основном данные поправки (всего 32) сведены к дополнению Закона нормами о регулировании правоотношений в сфере защиты прав потребителей, связанных с маркировкой, качеством, безопасностью товаров (работ, услуг) и др.

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступает в силу с 23 декабря 2018 г.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.