Медиация будущего: в Беларуси разработана модель экологической медиации

Медиация будущего: в Беларуси разработана модель экологической медиации |

Количество просмотров 434
Автор экология, экология, медиация, медиация, Беларусь Беларусь

Исходя из превалирующего в последнее время широкого понимания экологических конфликтов, к ним могут быть отнесены как отдельные частно-правовые конфликты, связанные с использованием объектов природного происхождения, окружающей среды, так и международные политические конфликты за отдельные природные территории и объекты окружающей среды. Особенно значимыми являются негативные последствия экологических конфликтов, которые могут представлять собой усугубление экологических проблем, ограничение природопользования не только человеком, но и обществом в целом, кризисы экономики и иные цивилизационные угрозы.

К понятию «экологический конфликт» сегодня относят практически все социальные конфликты, затрагивающие любую из форм окружающей среды, включая природную среду и жизненное пространство человека. Сегодня это протесты против загрязнения воздуха и вырубки лесов, против точечной застройки в городах, создания промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных объектов, застройки лесных и прибрежных территорий, заповедников и памятников культуры и др.[1]

Проблемами природоохранной деятельности и управления экологическими конфликтами в настоящее время активно занимается ООН. Разрабатываются меры по предотвращению конфликтности и методологические подходы к разработке мер по урегулированию конфликтов с повышенной эскалацией. В международных подходах особое внимание уделяется переговорно-ориентированным методам, где значительное место отводится диалогу между участниками конфликтов и посредничеству в таком взаимодействии.

Исходя из современной международной практики, имеющей вектор на развитие переговорно-ориентированных подходов в разрешении экологических конфликтов, а также с учетом возможностей законодательного регулирования в Республике Беларусь в области медиации, как одного из видов посредничества, представляется актуальным применение медиации и ее инструментов в урегулировании экологических конфликтов, имеющих место в Беларуси, то есть ‒ экологической медиации.

Экологическая медиация также может приносить дополнительный эффект при исполнении международных обязательств, которые устанавливает для Беларуси Орхусская конвенция. В качестве основных принципов она нацеливает государственные органы Сторон на ряд специфических функций, реализация которых важна в неконфликтном мирном формате. Этим функциям может способствовать применение медиации и медиативных инструментов. Причем в одних случаях их использование может оказаться полезным для их совершенствования, оптимизации, иметь опосредованное влияние на выполнение задач, которые ставятся перед государствами – участниками Орхусской конвенции, в том числе с целью профилактики экологических конфликтов; в других случаях медиация может использоваться в качестве технологии урегулирования уже возникших споров и разногласий сторон экологических отношений, что также служит реализации принципов этой конвенции.

Участие медиаторов в процессе взаимодействия государственных органов и общественности на этапах информирования, мнений, обсуждения, принятия решения позволит организовать наиболее эффективным образом переговорный процесс с использованием инструментов медиации для своевременного реагирования на разногласия и создание условий для принятия решений, которые будут исполняться, а не оспариваться в дальнейшем, в том числе в суде.

Поскольку медиация является эффективным, доступным и малозатратным способом урегулирования спора, то она может расцениваться как дополнительная к судебному порядку возможность реализации различных принципов и задач Орхусской конвенции, в том числе в части доступа к правосудию или применения адекватных и эффективных средств правовой защиты.

При поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» (далее – Союз юристов) и Орхусского центра Союза юристов, созданного в 2017 году на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Союзом юристов, с целью содействия эффективному осуществлению положений Орхусской Конвенции, в рамках реализации Проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне»», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, разработана новая для Беларуси модель медиации, основанная на действующем законодательстве в сфере медиации и процессуальном законодательстве Республики Беларусь.

В основу модели экологической медиации положен Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации», который является рамочным для всех видов медиации. Модель обоснована 10-летним опытом применения медиации по социально значимым конфликтам, судебным и внесудебным спорам в инвестиционной сфере, хозяйственной и предпринимательской деятельности, в области строительства, навыков работы медиаторов с групповыми конфликтами, включая дела уголовного характера, на базе Центра «Медиация и право», созданного в 2010 году Союзом юристов для развития внесудебной медиации в Республике Беларусь.

Экологическая медиация ‒ это своеобразный микс отработанных подходов, техник и технологий медиации, особенная форма работы медиаторов в особо сложных групповых многосторонних конфликтах социальной значимости.

На сайте Орхусского центра Союза юристов представлены « Общие рекомендации по применению экологической медиации для разрешения экологических конфликтов (споров) и их предупреждения при работе государственных органов и иных организаций с представителями общественности», разработанные председателем Совета, медиатором, тренером тренеров УПУ «Центр «Медиация и право», управляющим партнером Центра управления бизнес-конфликтом МОСТ, кандидатом юридических наук, доцентом И.А.Бельской (далее – Общие рекомендации экологической медиации).

Общие рекомендации экологической медиации описывают основные характеристики экологических споров (конфликтов, разногласий сторон), подлежащих экологической медиации, и критерии медиабельности случая, который целесообразно передать в медиацию или организовать переговоры на ее принципах. Выделяется правовое положение (правовой статус) участников правоотношений, связанных с реализацией Орхусской конвенции, применительно к статусу участников медиации и связанные с этим особенности.

В документе подробно, основываясь на анализе существующего правового регулирования, прописываются два формата алгоритмов экологической медиации:

  1. для разрешения экологических конфликтов с целью снизить социальную напряженность, урегулировать экологический конфликт (спор) мирным образом с учетом потребностей каждой из сторон экологического конфликта, реализовать проект, влияющий на окружающую среду с учетом интересов всех, кого он затрагивает;
  2. для профилактики экологических конфликтов путем участия медиаторов в общественных обсуждениях с целью обеспечить эффективное, конструктивное и мирное обсуждение с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Разработки содержат также подробный анализ разнокачественных возможных последствий применения экологической медиации, как в сравнении с судебной защитой прав, так и непосредственно правовых последствий достигнутых медиативных соглашений, исполнения выработанных решений по экологическим конфликтам.

В Общих рекомендациях экологической медиации важное значение отводится анализу социальных последствий применения экологической медиации с точки зрения снижения конфликтного напряжения в обществе и развития экономики, а также ее значения для эффективности выполнения Республикой Беларусь положений Орхусской конвенции.

Экологическая медиация – это, по сути, особенная диалого ориентированная форма работы, управление экологическим конфликтом для нашего будущего. Для того, чтобы она эффективно заработала и была интегрирована в законодательство Республики Беларусь, необходимо отработать предложенную модель в рамках пилотных проектов, подготовить специализирующихся в этой особенной области правоотношений медиаторов. Вместе с тем в Беларуси уже есть для этого необходимые ресурсы, как ученых, опытных медиаторов (УПУ «Центр «Медиация и право»), так и несколько площадок Орхусских центров, включая учрежденный Союзом юристов.


[1] 10 градостроительных конфликтов, в которых жители Минска победили «уплотнителей» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.moyby.com/news/189585/ Дата доступ 20.03. 2020.

Когда закончатся градостроительные конфликты Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/kogda-zakonchatsya-gradostroitelnye-konflikty.html Дата доступ 20.03. 2020

С надеждой на помощь. Электронный ресурс. Режим доступа: https://naviny.by/article/20180709/1531151942-s-nadezhdoy-na-pomoshch-zhiteli-kopishcha-obratilis-k-lukashenko Дата доступ 20.03. 2020.

Бельская И. А.,
Председатель Совета, медиатор, тренер тренеров,
УПУ «Центр «Медиация и право»,
управляющий партнер Центра управления бизнес-конфликтом МОСТ,
кандидат юридических наук, доцент

Источник: pravo.by/novosti


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. В Беларуси всплеск девальвационных ожиданий

В июле годовая инфляция составила 5,2%, базовая инфляция — 3,8%. Нацбанк ожидает, что в оставшиеся до конца года месяцы годовая инфляция будет находиться в пределах 5−5,3%. В дальнейшем поддержанию ценовой стабильности будет способствовать совокупность продолжительных дезинфляционных факторов.

2. Как применять постановление Совмина о порядке установления норм расхода топлива

Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливают руководители организаций и ИП самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией. Это закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2020 г. № 470.

3. В России самый большой убыток понес бизнес Москвы, ЯНАО и Коми - исследование

Согласно публикации, бизнес в Москве понес убыток в размере 85 млрд рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе этот показатель составил 51,2 млрд рублей, а в Республике Коми - 19 млрд рублей. В антирейтинг также вошли Амурская область, Ненецкий автономный округ, Томская область, Чечня, Дагестан, Северная Осетия, Крым.

4. «Внезапно и брутально»: Цена золота рухнула на 100 USD за сутки

С начала года золото подорожало на 35% на фоне «лихорадки» частных инвесторов, которые вложили 39,4 млрд долларов в биржевые фонды, скупающие драгметалл. Запасы золота на балансе мировых ETF к началу августа достигли 3,691 тысячи тонн, что вдвое больше, чем держит в резервах Россия и почти вчетверо превышает золотой запас Швейцарии. Чуть больше чем за сутки цена золота обвалилась на 103 доллара: накануне днем фьючерсы торговались по 2060 долларов за унцию.

5. Почему государство должно стимулировать экспортную деятельность малого и среднего бизнеса?

Что касается направления экспорта, большая часть предприятий, поставляющих продукцию за рубеж, по-прежнему ориентирована на российский рынок, однако, как отмечается в работе научного директора Исследовательский центра ИПМ Ирины Точицкой , его удельный вес снизился с 89% в 2015 году до 80,6% в 2020. Тем не менее, отмечается тенденцию к географической диверсификации экспорта. Больше трети МСП стараются вывозить продукцию как в страны СНГ, так и за его пределы

6. Расширен порядок выплаты компенсации госслужащим за аренду жилья

Постановлением Совмина от 04.08.2020 № 462 скорректирована Инструкция о порядке предоставления денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, проживанию в гостиницах военнослужащих, чиновников силовых ведомств и некоторых других категорий. Нормы распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.