Комментируем изменения в Налоговый кодекс: налог на прибыль в 2022 году |
ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
HTML-комментарий" class="bxhtmled-surrogate">HTML-комментарий" id="bxid752322723" class="bxhtmled-surrogate-dd" src="/bitrix/images/1.gif">HTML-комментарийПунктом 14 статьи 167, пунктом 2 статьи 169, подпунктом 2.4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) предусмотрена возможность распределения по критерию, определенному учетной политикой организации, между головной организацией и филиалами:
-
курсовых разниц, возникающих в бухгалтерском учете организации при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости обязательств по кредитам, займам;
-
процентов за пользование кредитами и займами, признаваемых в бухгалтерском учете расходами, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.
Подпункт 2.7 пункта 2 статьи 170 НК дополнен положениями, предусматривающими включение бюджетными организациями в состав затрат по производству и реализации единовременной выплаты (пособия) лицам, уходящим на пенсию.
В подпункте 2.9 пункта 2 статьи 170 НК содержится новая формулировка расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации, которой, в частности, определено включение в состав затрат по производству и реализации расходов на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Пункт 2 статьи 170 НК дополнен подпунктами 2.10 и 2.11.
Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:
-
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
-
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
-
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на иные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе, на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат, совокупный размер которых не должен превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм дохода от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость.
В подпункте 2.11 пункта 2 статьи 170 закреплена норма, предусматривающая включение в полном объеме без учета нормирования в состав затрат по производству и реализации расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.
При этом, как и ранее, в состав нормируемых затрат на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 НК подлежат включению затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫЧЕТ
Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрено повышение предельного размера инвестиционного вычета:
-
по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию — с 15 % до 20 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию);
-
по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию — с 30 % до 40 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Кроме того, предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов.
НК закреплены ранее используемые подходы к применению инвестиционного вычета по основным средствам (стоимости вложений в их реконструкцию, первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства. В таких ситуациях инвестиционный вычет применяется к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства.
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ
С 2022 г. на основании подпункта 3.421 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов подлежат включению средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета).
Пункт 4 статьи 174 НК дополнен подпунктом 4.25, согласно которому в состав внереализационных доходов не включаются у хозяйственных обществ вклады в имущество хозяйственного общества, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимые участником хозяйственного общества в соответствии со статьей 291 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
Пункт 3 статьи 175 НК дополнен подпунктами 3.411 и 3.512, согласно которым в состав внереализационных расходов включаются:
-
затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно переданных в собственность Республики Беларусь в лице государственных организаций, произведенные на основании решений, принятых государственными органами, или по условиям проведения аукционов на право заключения договора аренды земельных участков для строительства объектов или аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
-
отчисления нанимателями денежных средств профсоюзным организациям в размере не более 0,15 % от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и профсоюзной организацией.
В подпункте 3.48 пункта 3 статьи 175 НК закреплены ранее применявшиеся подходы, связанные с порядком формирования в налоговом учете резерва по сомнительным долгам.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ
У банков с 2022 г. в соответствии с дополнениями, внесенными в пункты 9, 13 статьи 176 НК, доходы и расходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе расходы по операциям с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, подлежат включению в состав внереализационных доходов и расходов.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
С 2022 г. изменения коснулись порядка налогообложения операций с ценными бумагами организаций (кроме банков), учитываемых по справедливой стоимости.
Так, абзацем четвертым подпункта 1.2 пункта 1 статьи 179 НК предусмотрено, что при реализации, погашении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (за исключением акций), учитываемых по справедливой стоимости, цена их приобретения подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения.
ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» организации, использующие труд инвалидов, указанные в части первой пункта 4 статьи 181 НК (т.е. если численность инвалидов в организации в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период), с 1 января 2022 г. по 1 января 2025 г. освобождаются от налогообложения налогом на прибыль в отношении суммы доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такой сдачей (пользованием), независимо от положений пункта 4 статьи 181 НК.
ПЕРЕНОС УБЫТКОВ
С 2022 г. введено новое ограничение на перенос убытков в отношении убытков, полученных по итогам налогового периода, в котором белорусская организация имела право применять особенности налогообложения в СЭЗ, установленные пунктом 3 статьи 383 НК.
СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Статья 184 НК дополнена пунктом 10, согласно которому областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль, установленную пунктом 1 статьи 184 НК, для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.
В 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль производятся по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых не позднее 31 марта 2022 г.
Начиная с 2023 г. исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
В связи с изменением с 1 января 2023 г. порядка исчисления налога при упрощенной системе налогообложения положения главы 16 НК дополнены нормами, предусматривающими порядок исчисления налога на прибыль после перехода с упрощенной системы налогообложения на общий порядок налогообложения (п. 5 ст. 167, п. 4 ст. 182 НК), вступающими в силу с 1 января 2023 г.
get="_blank" href="https://pronalogi.by/bitrix/openurl/?destination=https://etalonline.by/document/?regnum=hk0900071#&a... 14 статьи 167, пунктом 2 статьи 169, подпунктом 2.4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) предусмотрена возможность распределения по критерию, определенному учетной политикой организации, между головной организацией и филиалами:
-
курсовых разниц, возникающих в бухгалтерском учете организации при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости обязательств по кредитам, займам;
-
процентов за пользование кредитами и займами, признаваемых в бухгалтерском учете расходами, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.
Подпункт 2.7 пункта 2 статьи 170 НК дополнен положениями, предусматривающими включение бюджетными организациями в состав затрат по производству и реализации единовременной выплаты (пособия) лицам, уходящим на пенсию.
В подпункте 2.9 пункта 2 статьи 170 НК содержится новая формулировка расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации, которой, в частности, определено включение в состав затрат по производству и реализации расходов на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Пункт 2 статьи 170 НК дополнен подпунктами 2.10 и 2.11.
Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:
-
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
-
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
-
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на иные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе, на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат, совокупный размер которых не должен превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм дохода от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость.
В подпункте 2.11 пункта 2 статьи 170 закреплена норма, предусматривающая включение в полном объеме без учета нормирования в состав затрат по производству и реализации расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.
При этом, как и ранее, в состав нормируемых затрат на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 НК подлежат включению затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫЧЕТ
Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрено повышение предельного размера инвестиционного вычета:
-
по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию — с 15 % до 20 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию);
-
по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию — с 30 % до 40 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Кроме того, предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов.
НК закреплены ранее используемые подходы к применению инвестиционного вычета по основным средствам (стоимости вложений в их реконструкцию, первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства. В таких ситуациях инвестиционный вычет применяется к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства.
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ
С 2022 г. на основании подпункта 3.421 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов подлежат включению средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета).
Пункт 4 статьи 174 НК дополнен подпунктом 4.25, согласно которому в состав внереализационных доходов не включаются у хозяйственных обществ вклады в имущество хозяйственного общества, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимые участником хозяйственного общества в соответствии со статьей 291 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
Пункт 3 статьи 175 НК дополнен подпунктами 3.411 и 3.512, согласно которым в состав внереализационных расходов включаются:
-
затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно переданных в собственность Республики Беларусь в лице государственных организаций, произведенные на основании решений, принятых государственными органами, или по условиям проведения аукционов на право заключения договора аренды земельных участков для строительства объектов или аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
-
отчисления нанимателями денежных средств профсоюзным организациям в размере не более 0,15 % от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и профсоюзной организацией.
В подпункте 3.48 пункта 3 статьи 175 НК закреплены ранее применявшиеся подходы, связанные с порядком формирования в налоговом учете резерва по сомнительным долгам.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ
У банков с 2022 г. в соответствии с дополнениями, внесенными в пункты 9, 13 статьи 176 НК, доходы и расходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе расходы по операциям с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, подлежат включению в состав внереализационных доходов и расходов.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ
С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
С 2022 г. изменения коснулись порядка налогообложения операций с ценными бумагами организаций (кроме банков), учитываемых по справедливой стоимости.
Так, абзацем четвертым подпункта 1.2 пункта 1 статьи 179 НК предусмотрено, что при реализации, погашении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (за исключением акций), учитываемых по справедливой стоимости, цена их приобретения подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения.
ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» организации, использующие труд инвалидов, указанные в части первой пункта 4 статьи 181 НК (т.е. если численность инвалидов в организации в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период), с 1 января 2022 г. по 1 января 2025 г. освобождаются от налогообложения налогом на прибыль в отношении суммы доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такой сдачей (пользованием), независимо от положений пункта 4 статьи 181 НК.
ПЕРЕНОС УБЫТКОВ
С 2022 г. введено новое ограничение на перенос убытков в отношении убытков, полученных по итогам налогового периода, в котором белорусская организация имела право применять особенности налогообложения в СЭЗ, установленные пунктом 3 статьи 383 НК.
СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Статья 184 НК дополнена пунктом 10, согласно которому областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль, установленную пунктом 1 статьи 184 НК, для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.
В 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль производятся по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых не позднее 31 марта 2022 г.
Начиная с 2023 г. исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
В связи с изменением с 1 января 2023 г. порядка исчисления налога при упрощенной системе налогообложения положения главы 16 НК дополнены нормами, предусматривающими порядок исчисления налога на прибыль после перехода с упрощенной системы налогообложения на общий порядок налогообложения (п. 5 ст. 167, п. 4 ст. 182 НК), вступающими в силу с 1 января 2023 г.