Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли |
Тема перспектив белорусской экономики поднималась в выступлении директора НИЭИ Минэкономики Юлии Медведевой в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь.
НИЭИ является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому основные озвученные тезисы уже можно воспринимать как политику государства в отношении госрегулирования.
«Реформирование госсектора и системы управления госсобственностью на всех уровнях должны стать главным лейтмотивом современной экономической политики», — заявила Юлия Медведева.
Госсектор в Беларуси насчитывает свыше 14 тысяч организаций, в том числе около 10 тысяч различных госучреждений, более 2 тысяч унитарных предприятий, порядка 1,9 тысячи хозяйственных обществ. На коммерческую часть госсектора приходится около 60% выручки, три четверти промышленного производства и более 40% занятых в экономике.
«На фоне межстранового сравнения видно, что белорусский госсектор имеет внушительные размеры», — отметила Медведева. При этом организации с госкапиталом присутствуют не только среди крупных предприятий, но также и среди малых и средних.
«На сегодняшний день около 70% всех коммерческих организаций госсектора можно классифицировать как микро-, малые и средние, причем в совокупности вклад этих организаций в валовую добавленную стоимость составляет менее 1%», — подчеркнула Медведева.
Как видим, эффективность работы госсектора не соответствует его размерам. Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, производительность труда организаций с госкапиталом в три раза ниже по сравнению с организациями иностранной формы собственности, которые присутствуют в Беларуси.
«Рентабельность госсектора из года в год снижается, каждая вторая организация является убыточной либо работает с рентабельностью ниже 5%, а каждая третья организация является неплатежеспособной», — констатировала Медведева.
Причин, по которым финансовые показатели госорганизаций оставляют желать лучшего, называется множество: это и неэффективное управление, и отсутствие притока иностранных инвестиций в этот сектор, и множество обременений.
В частности, организации с госкапиталом несут бóльшую, нежели частные организации, социальную нагрузку, потому что у госпредприятий ограничены возможности по высвобождению избыточной численности занятых, обратила внимание Юлия Медведева.
Также госпредприятия осуществляют закупки продукции по более высоким ценам для сохранения производственных цепочек, к ним присоединены убыточные сельхозорганизации, госпредприятия обязаны направлять средства в Фонд национального развития, участвовать в содержании инновационных фондов, делать отчисления на содержание аппаратов концернов.
Ситуация требует неотложных шагов по реформированию госсектора: во-первых, необходимо повышать эффективность, во-вторых, очевидно, что нужно сокращать его размер.
По данным института Минэкономики, государство сегодня присутствует во всех отраслях и видах экономической деятельности, не ограничиваясь, как принято в большинстве стран, стратегическими объектами.
«Нигде в правовом поле четко не определен перечень видов деятельности, в которых присутствие государства обосновано», — констатирует Медведева.
А вот в Казахстане, который наряду с Беларусью входит в ЕАЭС, в законодательстве зафиксирован исчерпывающий перечень видов деятельности, где государство может осуществлять коммерческую деятельность. Там установлен также запрет на участие госпредприятий в деятельности, которая относится к малому предпринимательству.
По мнению института Минэкономики, пора принимать и для белорусского госсектора специальное законодательство. Кстати, концепция закона о госсекторе уже разработана.
Второе направление деятельности — улучшение количественной и качественной структуры госсобственности.
«Для решения этих задач необходима приватизация, реструктуризация, акционирование, ликвидация, санация, реформирование системы бюджетных учреждений», — полагает Юлия Медведева. При этом она подчеркнула, что речь идет о малой приватизации, которая пока не началась.
По мнению эксперта, необходимо обязательно оптимизировать размеры госсектора.
«Экономическая теория говорит, что при большом государственном секторе экономики невозможна нормальная, здоровая конкуренция. К сожалению, белорусская экономика является одним из подтверждений данного тезиса. Высокая степень экономической концентрации, подавление здоровой конкуренции и неэффективное использование ресурсов — проблемы, которые для нас характерны», — подчеркнула Медведева.
Разногласия по ключевым вопросам (что делать с долгами продаваемого предприятия, занятостью, как оценивать актив) могут вновь стать камнем преткновения на пути запуска приватизации в Беларуси.
Понятие эффективности государственной собственности определено в Программе социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента: ключевой критерий эффективности управления госактивами — обеспечение максимальной прибыли. Правда, было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся — на уровень местных властей. Разделение компаний по функциональному принципу не завершено: интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Поэтому в коммунальную собственность передали немногим более 100 акционерных обществ в 2016–2017 годах. Это точечные решения. Окончательно не нашел решения непростой вопрос разделения функций регулятора и собственника.
<...>