Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли
Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли |
Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 36
Автор госимущество, госимущество, законодательство, законодательство, управление предприятием управление предприятием
Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли

Тема перспектив белорусской экономики поднималась в выступлении директора НИЭИ Минэкономики Юлии Медведевой в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь.

НИЭИ является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому основные озвученные тезисы уже можно воспринимать как политику государства в отношении госрегулирования.

«Реформирование госсектора и системы управления госсобственностью на всех уровнях должны стать главным лейтмотивом современной экономической политики», — заявила Юлия Медведева.

Госсектор в Беларуси насчитывает свыше 14 тысяч организаций, в том числе около 10 тысяч различных госучреждений, более 2 тысяч унитарных предприятий, порядка 1,9 тысячи хозяйственных обществ. На коммерческую часть госсектора приходится около 60% выручки, три четверти промышленного производства и более 40% занятых в экономике.

«На фоне межстранового сравнения видно, что белорусский госсектор имеет внушительные размеры», — отметила Медведева. При этом организации с госкапиталом присутствуют не только среди крупных предприятий, но также и среди малых и средних.

«На сегодняшний день около 70% всех коммерческих организаций госсектора можно классифицировать как микро-, малые и средние, причем в совокупности вклад этих организаций в валовую добавленную стоимость составляет менее 1%», — подчеркнула Медведева.

Как видим, эффективность работы госсектора не соответствует его размерам. Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, производительность труда организаций с госкапиталом в три раза ниже по сравнению с организациями иностранной формы собственности, которые присутствуют в Беларуси.

«Рентабельность госсектора из года в год снижается, каждая вторая организация является убыточной либо работает с рентабельностью ниже 5%, а каждая третья организация является неплатежеспособной», — констатировала Медведева.

Причин, по которым финансовые показатели госорганизаций оставляют желать лучшего, называется множество: это и неэффективное управление, и отсутствие притока иностранных инвестиций в этот сектор, и множество обременений.

В частности, организации с госкапиталом несут бóльшую, нежели частные организации, социальную нагрузку, потому что у госпредприятий ограничены возможности по высвобождению избыточной численности занятых, обратила внимание Юлия Медведева.

Также госпредприятия осуществляют закупки продукции по более высоким ценам для сохранения производственных цепочек, к ним присоединены убыточные сельхозорганизации, госпредприятия обязаны направлять средства в Фонд национального развития, участвовать в содержании инновационных фондов, делать отчисления на содержание аппаратов концернов.

Ситуация требует неотложных шагов по реформированию госсектора: во-первых, необходимо повышать эффективность, во-вторых, очевидно, что нужно сокращать его размер.

По данным института Минэкономики, государство сегодня присутствует во всех отраслях и видах экономической деятельности, не ограничиваясь, как принято в большинстве стран, стратегическими объектами.

«Нигде в правовом поле четко не определен перечень видов деятельности, в которых присутствие государства обосновано», — констатирует Медведева.

А вот в Казахстане, который наряду с Беларусью входит в ЕАЭС, в законодательстве зафиксирован исчерпывающий перечень видов деятельности, где государство может осуществлять коммерческую деятельность. Там установлен также запрет на участие госпредприятий в деятельности, которая относится к малому предпринимательству.

По мнению института Минэкономики, пора принимать и для белорусского госсектора специальное законодательство. Кстати, концепция закона о госсекторе уже разработана.

Второе направление деятельности — улучшение количественной и качественной структуры госсобственности.

«Для решения этих задач необходима приватизация, реструктуризация, акционирование, ликвидация, санация, реформирование системы бюджетных учреждений», — полагает Юлия Медведева. При этом она подчеркнула, что речь идет о малой приватизации, которая пока не началась.

По мнению эксперта, необходимо обязательно оптимизировать размеры госсектора.

«Экономическая теория говорит, что при большом государственном секторе экономики невозможна нормальная, здоровая конкуренция. К сожалению, белорусская экономика является одним из подтверждений данного тезиса. Высокая степень экономической концентрации, подавление здоровой конкуренции и неэффективное использование ресурсов — проблемы, которые для нас характерны», — подчеркнула Медведева.

Разногласия по ключевым вопросам (что делать с долгами продаваемого предприятия, занятостью, как оценивать актив) могут вновь стать камнем преткновения на пути запуска приватизации в Беларуси.

Понятие эффективности государственной собственности определено в Программе социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента: ключевой критерий эффективности управления госактивами — обеспечение максимальной прибыли. Правда, было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся — на уровень местных властей. Разделение компаний по функциональному принципу не завершено: интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Поэтому в коммунальную собственность передали немногим более 100 акционерных обществ в 2016–2017 годах. Это точечные решения. Окончательно не нашел решения непростой вопрос разделения функций регулятора и собственника. 

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.