Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли

Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 603
Автор госимущество, госимущество, законодательство, законодательство, управление предприятием управление предприятием

Тема перспектив белорусской экономики поднималась в выступлении директора НИЭИ Минэкономики Юлии Медведевой в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь.

НИЭИ является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому основные озвученные тезисы уже можно воспринимать как политику государства в отношении госрегулирования.

«Реформирование госсектора и системы управления госсобственностью на всех уровнях должны стать главным лейтмотивом современной экономической политики», — заявила Юлия Медведева.

Госсектор в Беларуси насчитывает свыше 14 тысяч организаций, в том числе около 10 тысяч различных госучреждений, более 2 тысяч унитарных предприятий, порядка 1,9 тысячи хозяйственных обществ. На коммерческую часть госсектора приходится около 60% выручки, три четверти промышленного производства и более 40% занятых в экономике.

«На фоне межстранового сравнения видно, что белорусский госсектор имеет внушительные размеры», — отметила Медведева. При этом организации с госкапиталом присутствуют не только среди крупных предприятий, но также и среди малых и средних.

«На сегодняшний день около 70% всех коммерческих организаций госсектора можно классифицировать как микро-, малые и средние, причем в совокупности вклад этих организаций в валовую добавленную стоимость составляет менее 1%», — подчеркнула Медведева.

Как видим, эффективность работы госсектора не соответствует его размерам. Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, производительность труда организаций с госкапиталом в три раза ниже по сравнению с организациями иностранной формы собственности, которые присутствуют в Беларуси.

«Рентабельность госсектора из года в год снижается, каждая вторая организация является убыточной либо работает с рентабельностью ниже 5%, а каждая третья организация является неплатежеспособной», — констатировала Медведева.

Причин, по которым финансовые показатели госорганизаций оставляют желать лучшего, называется множество: это и неэффективное управление, и отсутствие притока иностранных инвестиций в этот сектор, и множество обременений.

В частности, организации с госкапиталом несут бóльшую, нежели частные организации, социальную нагрузку, потому что у госпредприятий ограничены возможности по высвобождению избыточной численности занятых, обратила внимание Юлия Медведева.

Также госпредприятия осуществляют закупки продукции по более высоким ценам для сохранения производственных цепочек, к ним присоединены убыточные сельхозорганизации, госпредприятия обязаны направлять средства в Фонд национального развития, участвовать в содержании инновационных фондов, делать отчисления на содержание аппаратов концернов.

Ситуация требует неотложных шагов по реформированию госсектора: во-первых, необходимо повышать эффективность, во-вторых, очевидно, что нужно сокращать его размер.

По данным института Минэкономики, государство сегодня присутствует во всех отраслях и видах экономической деятельности, не ограничиваясь, как принято в большинстве стран, стратегическими объектами.

«Нигде в правовом поле четко не определен перечень видов деятельности, в которых присутствие государства обосновано», — констатирует Медведева.

А вот в Казахстане, который наряду с Беларусью входит в ЕАЭС, в законодательстве зафиксирован исчерпывающий перечень видов деятельности, где государство может осуществлять коммерческую деятельность. Там установлен также запрет на участие госпредприятий в деятельности, которая относится к малому предпринимательству.

По мнению института Минэкономики, пора принимать и для белорусского госсектора специальное законодательство. Кстати, концепция закона о госсекторе уже разработана.

Второе направление деятельности — улучшение количественной и качественной структуры госсобственности.

«Для решения этих задач необходима приватизация, реструктуризация, акционирование, ликвидация, санация, реформирование системы бюджетных учреждений», — полагает Юлия Медведева. При этом она подчеркнула, что речь идет о малой приватизации, которая пока не началась.

По мнению эксперта, необходимо обязательно оптимизировать размеры госсектора.

«Экономическая теория говорит, что при большом государственном секторе экономики невозможна нормальная, здоровая конкуренция. К сожалению, белорусская экономика является одним из подтверждений данного тезиса. Высокая степень экономической концентрации, подавление здоровой конкуренции и неэффективное использование ресурсов — проблемы, которые для нас характерны», — подчеркнула Медведева.

Разногласия по ключевым вопросам (что делать с долгами продаваемого предприятия, занятостью, как оценивать актив) могут вновь стать камнем преткновения на пути запуска приватизации в Беларуси.

Понятие эффективности государственной собственности определено в Программе социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента: ключевой критерий эффективности управления госактивами — обеспечение максимальной прибыли. Правда, было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся — на уровень местных властей. Разделение компаний по функциональному принципу не завершено: интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Поэтому в коммунальную собственность передали немногим более 100 акционерных обществ в 2016–2017 годах. Это точечные решения. Окончательно не нашел решения непростой вопрос разделения функций регулятора и собственника. 

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. ЕАБР прогнозирует снижение ВВП Беларуси на 2,3% в 2020 году. Восстановление ожидается в последующие 2 года

Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает снижения ВВП Республики Беларусь на 2,3% в 2020 году с восстановлением в последующие два года. Об этом говорится в макроэкономическом обзоре по Беларуси, подготовленном Дирекцией по аналитической работе ЕАБР.

2. Итоги переписи населения Республики Беларусь 2019 года

Согласно итогам переписи населения 2019 года в Беларуси проживают 9 413 446 человек. Население Беларуси за 20 лет сократилось почти на 631,8 тыс. человек, при этом городских жителей стало больше. Средний возраст жителя Беларуси сегодня составляет 40,7 года (у мужчин он – 38 лет, у женщин – 43 года). Среди регионов самый молодой – Минск: в столице средний возраст составляет 39,3 года.

3. Основные параметры бюджета России на 2021 год: сокращение расходов

Правительство России заложило в федеральный бюджет 2021-23 гг резкое сокращение расходов на Крым и финансирование авиационной промышленности, а также уменьшение ассигнований на программу научно-технологического развития страны. Наиболее резкое сокращение расходов состоится по целевой программе развития Крыма и Севастополя, где «под нож» пустят 20% заложенных денег.

4. Минэкономразвития подтверждает ступор в экономике России

Восстановление российской экономики после коронавирусного провала закончилось едва начавшись. В августе возобновили падение большинство ключевых секторов, за исключением добычи и вывоза за рубеж простейшего минерального сырья, следует из данных Минэкономразвития. Подробнее читайте в материале.

5. Основные параметры бюджета Украины на 2021 год: рост ВВП и стабильность

Бюджет Украины на 2021 год основывается на макроэкономическом прогнозе, согласно которому предполагается рост реального ВВП на 4,6% после падения на 4,8%. Инфляция прогнозируется на уровне 7,3%. Среднегодовой валютный курс - 29,1 гривны к доллару США.

6. БСПН: Экономический дефолт может последовать за политическим

Нужны новые подходы, учитывающие нынешние события и угрозы. Бизнес ждет четких сигналов от властей, что будет снижена налоговая нагрузка, что появится больше возможностей для развития малого и среднего предпринимательства, что мы увидим реальную поддержку на уровне отраслей, а не только очередную попытку упростить регистрацию новых компаний. Необходимо пересмотреть роль местных органов власти, судебной системы.