Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли

Намеки властей на судьбу государственных коммерческих организаций и их прибыли |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 148
Автор госимущество, госимущество, законодательство, законодательство, управление предприятием управление предприятием

Тема перспектив белорусской экономики поднималась в выступлении директора НИЭИ Минэкономики Юлии Медведевой в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь.

НИЭИ является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому основные озвученные тезисы уже можно воспринимать как политику государства в отношении госрегулирования.

«Реформирование госсектора и системы управления госсобственностью на всех уровнях должны стать главным лейтмотивом современной экономической политики», — заявила Юлия Медведева.

Госсектор в Беларуси насчитывает свыше 14 тысяч организаций, в том числе около 10 тысяч различных госучреждений, более 2 тысяч унитарных предприятий, порядка 1,9 тысячи хозяйственных обществ. На коммерческую часть госсектора приходится около 60% выручки, три четверти промышленного производства и более 40% занятых в экономике.

«На фоне межстранового сравнения видно, что белорусский госсектор имеет внушительные размеры», — отметила Медведева. При этом организации с госкапиталом присутствуют не только среди крупных предприятий, но также и среди малых и средних.

«На сегодняшний день около 70% всех коммерческих организаций госсектора можно классифицировать как микро-, малые и средние, причем в совокупности вклад этих организаций в валовую добавленную стоимость составляет менее 1%», — подчеркнула Медведева.

Как видим, эффективность работы госсектора не соответствует его размерам. Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, производительность труда организаций с госкапиталом в три раза ниже по сравнению с организациями иностранной формы собственности, которые присутствуют в Беларуси.

«Рентабельность госсектора из года в год снижается, каждая вторая организация является убыточной либо работает с рентабельностью ниже 5%, а каждая третья организация является неплатежеспособной», — констатировала Медведева.

Причин, по которым финансовые показатели госорганизаций оставляют желать лучшего, называется множество: это и неэффективное управление, и отсутствие притока иностранных инвестиций в этот сектор, и множество обременений.

В частности, организации с госкапиталом несут бóльшую, нежели частные организации, социальную нагрузку, потому что у госпредприятий ограничены возможности по высвобождению избыточной численности занятых, обратила внимание Юлия Медведева.

Также госпредприятия осуществляют закупки продукции по более высоким ценам для сохранения производственных цепочек, к ним присоединены убыточные сельхозорганизации, госпредприятия обязаны направлять средства в Фонд национального развития, участвовать в содержании инновационных фондов, делать отчисления на содержание аппаратов концернов.

Ситуация требует неотложных шагов по реформированию госсектора: во-первых, необходимо повышать эффективность, во-вторых, очевидно, что нужно сокращать его размер.

По данным института Минэкономики, государство сегодня присутствует во всех отраслях и видах экономической деятельности, не ограничиваясь, как принято в большинстве стран, стратегическими объектами.

«Нигде в правовом поле четко не определен перечень видов деятельности, в которых присутствие государства обосновано», — констатирует Медведева.

А вот в Казахстане, который наряду с Беларусью входит в ЕАЭС, в законодательстве зафиксирован исчерпывающий перечень видов деятельности, где государство может осуществлять коммерческую деятельность. Там установлен также запрет на участие госпредприятий в деятельности, которая относится к малому предпринимательству.

По мнению института Минэкономики, пора принимать и для белорусского госсектора специальное законодательство. Кстати, концепция закона о госсекторе уже разработана.

Второе направление деятельности — улучшение количественной и качественной структуры госсобственности.

«Для решения этих задач необходима приватизация, реструктуризация, акционирование, ликвидация, санация, реформирование системы бюджетных учреждений», — полагает Юлия Медведева. При этом она подчеркнула, что речь идет о малой приватизации, которая пока не началась.

По мнению эксперта, необходимо обязательно оптимизировать размеры госсектора.

«Экономическая теория говорит, что при большом государственном секторе экономики невозможна нормальная, здоровая конкуренция. К сожалению, белорусская экономика является одним из подтверждений данного тезиса. Высокая степень экономической концентрации, подавление здоровой конкуренции и неэффективное использование ресурсов — проблемы, которые для нас характерны», — подчеркнула Медведева.

Разногласия по ключевым вопросам (что делать с долгами продаваемого предприятия, занятостью, как оценивать актив) могут вновь стать камнем преткновения на пути запуска приватизации в Беларуси.

Понятие эффективности государственной собственности определено в Программе социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента: ключевой критерий эффективности управления госактивами — обеспечение максимальной прибыли. Правда, было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся — на уровень местных властей. Разделение компаний по функциональному принципу не завершено: интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Поэтому в коммунальную собственность передали немногим более 100 акционерных обществ в 2016–2017 годах. Это точечные решения. Окончательно не нашел решения непростой вопрос разделения функций регулятора и собственника. 

 

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».