О новых правилах обжалования решений налоговых органов и возврата госпошлины из бюджета

О новых правилах обжалования решений налоговых органов и возврата госпошлины из бюджета |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 02/2019
Количество просмотров 467
Автор проверки, проверки, Указ № 510, Указ № 510, НК, НК, госпошлины госпошлины

В связи со вступлением с 1 января 2019 года в силу новой редакции Налогового кодекса Беларуси (далее НК) изменился порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе в рамках Указа от 16.10.2009 № 510  «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Важно обратить внимание, что с 2019 года расширены права налогоплательщиков в части выбора вышестоящего налогового органа, в который может быть подана жалоба: в инспекцию МНС по области, минуя указанную ступень, напрямую в Министерство по налогам и сборам Беларуси. При этом сохраняется право обжалования решения инспекции МНС по району, городу, району в городе, действий (бездействия) ее должностных лиц в МНС после обжалования в инспекцию МНС по области.

Опрошенные Редакцией "Финансового директора" аудиторы и адвокаты в один голос рекомендуют прибегать к прямому обжалованию в министерство только в крайних случаях. Растягивая время "на цепочку" обжалований организация или ИП имеют время на подготовку к решительному броску и получение ответов от иных госорганов, поиск решений и подбор адвокатов и весомых представителей для защиты.

Согласно статье 104 НК жалоба может быть подана в письменной или электронной форме.

В соответствии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 27 НК документы и (или) информация в электронной форме могут быть представлены плательщиком в виде электронного документа, то есть документа, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Дополнительно для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотрена возможность подавать жалобу в электронном виде через личный кабинет плательщика (пункт 8 статьи 104 НК).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 27 НК под представлением документов и (или) информации в электронном виде понимается представление документов и (или) информации, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи. Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 28 НК доступ физического лица к личному кабинету без электронной цифровой подписи осуществляется с помощью учетной записи и пароля.

Возврат госпошлины

Юридические лица и ИП должны обращаться с заявлением о возврате или зачете госпошлины в налоговый орган по месту постановки на учет, независимо от того, в какой бюджет она была уплачена и какой был повод для ее уплаты.

Физлица вправе обращаться в любой налоговый орган районного уровня на территории Беларуси независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе находится на учете. Это пример так называемого "экстерриториального" принципа обслуживания плательщиков – физических лиц, который реализован в обновленном Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы госпошлины может быть подано плательщиком в налоговый орган не позднее пяти лет со дня ее уплаты или со дня принятия судом решения о возврате госпошлины из бюджета.

Особенности возврата или зачета госпошлины изложены в статье 292 Особенной части НК.

До 01.01.2019 за возвратом госпошлины надо было обращаться в налоговый орган:

  • по месту нахождения (по месту жительства) – при уплате госпошлины в республиканский бюджет;
  • района, города, области, в бюджет которого она поступила, – при уплате госпошлины в местный бюджет.

Заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы госпошлины можно было подать не позднее трех лет со дня ее уплаты или со дня принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета.



Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».