Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации

Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации |

Автор пресс-служба МАРТ пресс-служба МАРТ
Номер № 06/2019
Количество просмотров 260
Автор МАРТ, МАРТ, право, право, учредитель, учредитель, монополия монополия

Согласно подпункту 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) установленные названной статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если реорганизация хозяйствующих субъектов – юридических лиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 33 Закона, осуществляются лицами, у которых более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.

Справочно: cогласно части второй пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в учредительном договоре учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

К лицам, которыми осуществляется создание нового юридического лица в результате реорганизации юридического лица в форме выделения, относятся учредители (участники) создаваемой организации.

Таким образом, для применения нормы, содержащейся в подпункте 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона, необходимо, чтобы более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) учредителей (участников) создаваемого юридического лица в совокупности обладали одни и те же лица. В этом случае получение согласия антимонопольного органа не требуется.

В случаях, когда конечным собственником голосующих акций (долей в уставном фонде) создаваемого в результате реорганизации юридического лица будут являться те же физические лица, которые обладают более чем пятьюдесятью процентами акций (долей в уставном фонде) реорганизуемого юридического лица – получение согласия антимонопольного органа на создание юридического лица в результате реорганизации в форме выделения его из другого юридического лица не требуется.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается, в том числе получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом находящегося на территории Республики Беларусь имущества, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается. При этом необходимо учитывать случаи, обозначенные в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона.

Справочно: Экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции (абзац восемнадцатый статьи 1 Закона).

В этой связи, при решении вопроса об отнесении сделки к экономической концентрации, подпадающей под контроль антимонопольного органа, необходимо наличие совокупности следующих критериев:

  • в результате совершаемой сделки хозяйствующий субъект получает имущество в собственность, пользование или владение;
  • сделка осуществляется в отношении имущества, находящегося  на территории Республики Беларусь;
  • в результате сделки приобретается имущество коммерческой организации;
  • имущество является основными средствами и (или) нематериальными активами;
  • балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, должна превышать двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается.

Исходя из определения экономической концентрации и содержания статей 32, 34 Закона обращаем внимание, что перечень сделок не является исчерпывающим, а переход прав не ограничивается отчуждением в собственность. Так, подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона конкретизированы основания возникновения у хозяйствующего субъекта прав и обязанностей в отношении имущества – получение в собственность, пользование или во владение имущества, что в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона обобщено, как приобретение имущества.

В этой связи заключение любой сделки, в результате которой хозяйствующий субъект получает в собственность, пользование или во владение имущество, требует внимания со стороны хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Обращаем внимание, что имущество, составляющее предмет сделки, должно находиться на территории Республики Беларусь, являться основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации и его балансовая стоимость должна превышать 20 процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов.

Справочно: Согласно статье 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

В этой связи, получение в собственность, пользование или во владение имущества некоммерческой организации не требует получения согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что Закон не содержит определения терминов «основные средства», «нематериальные активы», «взаимосвязанная сделка», при этом данные термины используются в Законе.

МАРТ полагает, что при решении вопроса об отнесении имущества к основным средствам и (или) нематериальным необходимо исходить из той информации, которая отображена на счетах 01 (строка 110) и 04 (строка 120) бухгалтерского учета коммерческой организации.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».