Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации

Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации |

Автор пресс-служба МАРТ пресс-служба МАРТ
Номер № 06/2019
Количество просмотров 531
Автор МАРТ, МАРТ, право, право, учредитель, учредитель, монополия монополия

Согласно подпункту 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) установленные названной статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если реорганизация хозяйствующих субъектов – юридических лиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 33 Закона, осуществляются лицами, у которых более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.

Справочно: cогласно части второй пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в учредительном договоре учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

К лицам, которыми осуществляется создание нового юридического лица в результате реорганизации юридического лица в форме выделения, относятся учредители (участники) создаваемой организации.

Таким образом, для применения нормы, содержащейся в подпункте 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона, необходимо, чтобы более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) учредителей (участников) создаваемого юридического лица в совокупности обладали одни и те же лица. В этом случае получение согласия антимонопольного органа не требуется.

В случаях, когда конечным собственником голосующих акций (долей в уставном фонде) создаваемого в результате реорганизации юридического лица будут являться те же физические лица, которые обладают более чем пятьюдесятью процентами акций (долей в уставном фонде) реорганизуемого юридического лица – получение согласия антимонопольного органа на создание юридического лица в результате реорганизации в форме выделения его из другого юридического лица не требуется.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается, в том числе получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом находящегося на территории Республики Беларусь имущества, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается. При этом необходимо учитывать случаи, обозначенные в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона.

Справочно: Экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции (абзац восемнадцатый статьи 1 Закона).

В этой связи, при решении вопроса об отнесении сделки к экономической концентрации, подпадающей под контроль антимонопольного органа, необходимо наличие совокупности следующих критериев:

  • в результате совершаемой сделки хозяйствующий субъект получает имущество в собственность, пользование или владение;
  • сделка осуществляется в отношении имущества, находящегося  на территории Республики Беларусь;
  • в результате сделки приобретается имущество коммерческой организации;
  • имущество является основными средствами и (или) нематериальными активами;
  • балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, должна превышать двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается.

Исходя из определения экономической концентрации и содержания статей 32, 34 Закона обращаем внимание, что перечень сделок не является исчерпывающим, а переход прав не ограничивается отчуждением в собственность. Так, подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона конкретизированы основания возникновения у хозяйствующего субъекта прав и обязанностей в отношении имущества – получение в собственность, пользование или во владение имущества, что в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона обобщено, как приобретение имущества.

В этой связи заключение любой сделки, в результате которой хозяйствующий субъект получает в собственность, пользование или во владение имущество, требует внимания со стороны хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Обращаем внимание, что имущество, составляющее предмет сделки, должно находиться на территории Республики Беларусь, являться основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации и его балансовая стоимость должна превышать 20 процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов.

Справочно: Согласно статье 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

В этой связи, получение в собственность, пользование или во владение имущества некоммерческой организации не требует получения согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что Закон не содержит определения терминов «основные средства», «нематериальные активы», «взаимосвязанная сделка», при этом данные термины используются в Законе.

МАРТ полагает, что при решении вопроса об отнесении имущества к основным средствам и (или) нематериальным необходимо исходить из той информации, которая отображена на счетах 01 (строка 110) и 04 (строка 120) бухгалтерского учета коммерческой организации.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.