Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации
Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации |
Автор пресс-служба МАРТ пресс-служба МАРТ
Номер № 06/2019
Количество просмотров 169
Автор МАРТ, МАРТ, право, право, учредитель, учредитель, монополия монополия
Об антимонопольных нормах при создании коммерческой организации

Согласно подпункту 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) установленные названной статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если реорганизация хозяйствующих субъектов – юридических лиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 33 Закона, осуществляются лицами, у которых более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.

Справочно: cогласно части второй пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в учредительном договоре учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

К лицам, которыми осуществляется создание нового юридического лица в результате реорганизации юридического лица в форме выделения, относятся учредители (участники) создаваемой организации.

Таким образом, для применения нормы, содержащейся в подпункте 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона, необходимо, чтобы более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) учредителей (участников) создаваемого юридического лица в совокупности обладали одни и те же лица. В этом случае получение согласия антимонопольного органа не требуется.

В случаях, когда конечным собственником голосующих акций (долей в уставном фонде) создаваемого в результате реорганизации юридического лица будут являться те же физические лица, которые обладают более чем пятьюдесятью процентами акций (долей в уставном фонде) реорганизуемого юридического лица – получение согласия антимонопольного органа на создание юридического лица в результате реорганизации в форме выделения его из другого юридического лица не требуется.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается, в том числе получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом находящегося на территории Республики Беларусь имущества, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается. При этом необходимо учитывать случаи, обозначенные в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона.

Справочно: Экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции (абзац восемнадцатый статьи 1 Закона).

В этой связи, при решении вопроса об отнесении сделки к экономической концентрации, подпадающей под контроль антимонопольного органа, необходимо наличие совокупности следующих критериев:

  • в результате совершаемой сделки хозяйствующий субъект получает имущество в собственность, пользование или владение;
  • сделка осуществляется в отношении имущества, находящегося  на территории Республики Беларусь;
  • в результате сделки приобретается имущество коммерческой организации;
  • имущество является основными средствами и (или) нематериальными активами;
  • балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, должна превышать двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается.

Исходя из определения экономической концентрации и содержания статей 32, 34 Закона обращаем внимание, что перечень сделок не является исчерпывающим, а переход прав не ограничивается отчуждением в собственность. Так, подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 32 Закона конкретизированы основания возникновения у хозяйствующего субъекта прав и обязанностей в отношении имущества – получение в собственность, пользование или во владение имущества, что в абзаце третьем части первой пункта 1 статьи 34 Закона обобщено, как приобретение имущества.

В этой связи заключение любой сделки, в результате которой хозяйствующий субъект получает в собственность, пользование или во владение имущество, требует внимания со стороны хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Обращаем внимание, что имущество, составляющее предмет сделки, должно находиться на территории Республики Беларусь, являться основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации и его балансовая стоимость должна превышать 20 процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов.

Справочно: Согласно статье 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

В этой связи, получение в собственность, пользование или во владение имущества некоммерческой организации не требует получения согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что Закон не содержит определения терминов «основные средства», «нематериальные активы», «взаимосвязанная сделка», при этом данные термины используются в Законе.

МАРТ полагает, что при решении вопроса об отнесении имущества к основным средствам и (или) нематериальным необходимо исходить из той информации, которая отображена на счетах 01 (строка 110) и 04 (строка 120) бухгалтерского учета коммерческой организации.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.