О введении обязательных целевых отчислений: 0,07 % или 0,09 % от стоимости строительства |
Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь подготовлен проект указа «О целевых отчислениях» (далее — проект, указ).
Согласно проекту юрлица (заказчики, застройщики) всех форм собственности и подчиненности, ИП при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (за исключением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками, строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей, а также по объектам, строительство которых осуществляется в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень») производят ежемесячно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, перечисление целевых отчислений на единый казначейский счет.
Разработчики поясняют, что указ подготовлен в целях:
-
совершенствования существующей системы финансирования работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов, стоимости), расчету индексов цен в строительстве, индексов цен инвестиций в основной капитал путем обеспечения поступления соответствующих обязательных целевых отчислений от заказчиков (застройщиков) на единый казначейский счет;
-
обеспечения выполнения функции МАиС по регулированию цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
-
совершенствования применения в практике строительства независимо от источников финансирования неизменных договорных (контрактных) цен;
-
реализации цифровой трансформации строительной отрасли;
-
повышения эффективности системы ценообразования в строительстве, в том числе путем создания требуемых информационных систем и ресурсов, реализации соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ.
Предметом правового регулирования указа являются отношения в области обеспечения финансирования приобретения товаров (выполнения работ, оказания услуг) в области ценообразования и информатизации в строительстве.
В настоящее время действует система финансирования работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве в соответствии с:
-
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2008 № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» (далее — Постановление № 583);
-
постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» (далее — Постановление № 51);
-
Инструкцией о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.09.2008 № 42.
Согласно п. 1 Постановления № 583 заказчики (застройщики) при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (за исключением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками, а также по объектам, строительство которых осуществляется в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»), оплачивают по договору в размере не более 0,09 % от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ коммунальным унитарным предприятиям по ценообразованию в строительстве работы (услуги) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном МАиС порядке.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с чем многие организации отказываются оплачивать коммунальным унитарным предприятиям по ценообразованию в строительстве работы (услуги) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве. Однако согласно п. 31.7 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной Постановлением № 51, средства на мониторинг цен (тарифов), расчет индексов цен в строительстве определяются в процентах от итога граф 3–6 и графы 8 (за исключением средств по главе 1 сводного сметного расчета) глав 1–9 в следующих размерах:
- 0,07 % — при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства, кредитов банков под гарантии правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
- 0,09 % — при строительстве объектов, финансируемых за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков).
Таким образом, средства, предусмотренные сметной документацией для финансирования работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве, используются заказчиками (застройщиками), отказывающимися от заключения соответствующих договоров с коммунальными унитарными предприятиями по ценообразованию в строительстве, не по целевому назначению.
В то же время максимально возможные отчисления на указанные цели в соответствии со статистическими данными составляют порядка:
-
бюджет: 3,4 млрд руб. ∙ 0,07 % = 2,38 млн руб.;
-
собственные средства: 11,9 млрд руб. ∙ 0,09 % = 10,7 млн руб.
Всего: ориентировочно 13,00 млн руб.
Учитывая выручку всех коммунальных унитарных предприятий по ценообразованию в строительстве за 2020 год (5,10 млн руб.), можно сделать вывод, что ими заключается ориентировочно 40 % договоров от возможных.
Таким образом, недополученная разница составляет: 13,0 млн руб. ∙ 0,6 = 7,8 млн руб.
Концентрация государственных ресурсов
Средства заказчиков (застройщиков) согласно проекту указа будут направляться на финансирование осуществления функций МАиС не только в области ценообразования в строительстве, но и на развитие информатизации строительного комплекса, а именно:
-
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информации, информатизации и защиты информации в целях совершенствования процессов жизненного цикла зданий (сооружений);
-
организация и (или) координация разработки технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла зданий (сооружений), а также содействие ее внедрению и (или) продвижению, включая обучение;
-
координация работ по созданию государственных информационных систем и ресурсов, относящихся к сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, деятельности в области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;
-
содействие и (или) участие в мероприятиях по реализации направлений международного сотрудничества в области цифровой трансформации строительной отрасли, включая вопросы цифровой повестки ЕАЭС и Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества.
В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса Республики Беларусь учет целевых отчислений как внебюджетных средств государственных органов может осуществляться путем их аккумулирования на едином казначейском счете по аналогии со средствами, получаемыми инспекциями Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации. Согласно действующему законодательству указанные целевые отчисления также производятся заказчиками (застройщиками) от стоимости строительно-монтажных работ на содержание инспекций и учитываются на едином казначейском счете.
Такой порядок учета средств имеет ряд преимуществ:
Минфином гарантируется безопасность и сохранность данных средств на уровне, превышающем уровень безопасности функционирования банков, в том числе государственных;
-
кассовое обслуживание расходования средств осуществляется через систему органов государственного казначейства на основании заявок распорядителей средств;
-
операции по лицевым счетам, открываемым в органах государственного казначейства для учета средств, осуществляются без взимания платы;
-
перечисление средств с единого казначейского счета осуществляется по поручению государственных органов в течение одного рабочего дня;
-
денежные средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.
<...>