О вычете по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи
О вычете по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи |
Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Количество просмотров 359
Автор налоги, налоги, подоходный, подоходный, бизнес-климат бизнес-климат
О вычете по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи

Очередное июньское заседание специальной межведомственной рабочей группы, осуществляющей подготовку предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, планировалось посвятить рассмотрению главы 18 «Земельный налог». Однако, прежде чем перейти к обсуждению, участникам встречи пришлось вернуться к обсуждаемой недавно теме подоходного налога с физических лиц. Вновь был поднят вопрос о расширении оснований для применения социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов плательщика на оплату медицинской помощи.

 

Данное предложение рассматривалось среди иных инициатив подобного плана на одном из предыдущих заседаний. Речь в том числе шла о предоставлении плательщикам права на применение социального налогового вычета в сумме расходов на получение второго и последующего высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на прохождение переподготовки и повышения квалификации. Согласно записи в протоколе, по итогам обсуждения предложения были отклонены. Тем не менее со стороны Минского столичного союза предпринимателей и работодателей поступило предложение пересмотреть это решение в отношении медицинских услуг.

 

Исходя из прозвучавших выступлений, основной посыл инициативы по предоставлению указанной налоговой льготы заключался в следующем: если простимулировать граждан, предоставив им право на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи, то это, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на развитие платной медицины, обеспечит рост объемов ее услуг и сокращение бюджетных затрат на здравоохранение. При этом в качестве доводов неоднократно звучали ссылки на опыт других стран, в том числе Российской Федерации.

 

Как заявил участвующий в заседании на правах приглашенного представитель Белорусского союза предпринимателей Владимир КОЯВА, который особенно активно продвигал данную инициативу, предусмотренная в законодательстве льгота, дающая плательщикам право на социальный налоговый вычет по заключенным договорам добровольного страхования медицинских расходов, работает неэффективно. Иное дело, если для пациентов за счет применения социального налогового вычета уменьшится цена на платные медицинские услуги. По словам выступавшего, эффект от предоставления льготы будет колоссальный — повысится покупательская способность, увеличится количество пациентов, легализуется серый рынок в медицине, налоговая база увеличится, медицинские учреждения будут платить налоги до 20-30 % с оборота и т.п.

 

Вместе с тем, судя по горячей полемике, которую вызвало это предложение, не все так однозначно. На фоне прозвучавшего выступления возник ряд закономерных вопросов. Почему речь о социальном налоговом вычете по подоходному налогу идет лишь в отношении медицинской помощи, а не в комплексе с другими услугами, например, в сфере того же образования? Каким образом просчитать эффективность применения предлагаемого социального налогового вычета? Почему только сектор платных медицинских услуг надо развивать за счет льготы? Опять же, если цена вопроса, за которым скрывается такой мощный потенциал, заключается всего лишь в 13 % подоходного налога, то почему бы медицинским центрам, оказывающим платные услуги, не рассмотреть возможность адекватного снижения их стоимости, а не перекладывать это решение на государство?

 

Сложно было не отметить отличную осведомленность представителя Белорусского союза предпринимателей о проблемах и потребностях коммерческой медицины. И, как выяснилось позднее, этому есть объяснение — Владимир Коява входит в состав Совета учредителей одного из крупнейших частных медицинских центров Беларуси. Правда, на заседании рабочей группы он об этом деликатно промолчал. Понятно, что с такой позиции его интерес к данной налоговой льготе выглядел бы не таким уж патриотичным.

 

Впрочем, случается, что в процессе рассмотрения предложений о корректировке Налогового кодекса под маркой общего блага преследуются субъективные интересы. Между тем задача перед рабочей группой поставлена несколько иная. Об этом в ходе заседания участникам напомнила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла СЕЛИЦКАЯ. «Работа нашей группы должна быть сконцентрирована на другом направлении. Никто не ставил перед нами задачу расширять налоговые льготы. У нас есть поручение Главы государства, наоборот, это оптимизировать. Поэтому давайте мы будем просто выполнять свою работу – работать над тем, что нам поручили: простота, удобство, совершенствование налогового администрирования», — сказала Элла Селицкая.

 

Вопрос о возможности расширения права физических лиц на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи остался открытым. Решено предложить Министерству здравоохранения Республики Беларусь дать оценку поступившему предложению и представить необходимые данные в целях его дополнительного изучения.

 

Участники заседания также обсудили ряд аспектов, связанных с корректировкой главы 18 Налогового кодекса. В частности, по предложению республиканского общественного объединения «Белорусская научно–промышленная ассоциация», рассматривался вопрос о порядке платы за право заключения договора аренды земельного участка (далее — плата за право аренды). Как следовало из озвученной позиции заместителя председателя республиканского общественного объединения «Белорусская научно–промышленная ассоциация», председателя совета директоров группы компаний «Интеллект» Сергея ВАРИВОДЫ, необходимо совершенствовать существующий механизм взимания платы за право аренды земельных участков, снизить ее размер, а также создать равные условия заключения договоров аренды земельных участков для государственных и частных организаций.

 

В частности, для того, чтобы обеспечить соблюдение заложенного в статье 2 Налогового кодекса принципа всеобщности и равенства налогообложения, предложено в перспективе вернуться к законодательной практике предоставления земель в пользование с уплатой земельного налога, упразднив при этом плату за право аренды и арендную плату. На текущий же момент предлагалось инициировать внесение соответствующих изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Плату за право аренды земельного участка, ставки которой установлены постановлением Правительства, предложено снизить в десять раз.

 

В ходе состоявшейся дискуссии по этим и другим аспектам участники пришли к выводу о необходимости более тщательного изучения вопросов «земельной» проблематики. Решено обратиться в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее — Госкомимущество) с просьбой проанализировать направления, связанные с порядком формирования платы за право аренды и арендной платы за земельные участки, механизмом взимания такой платы и вопросами освобождения субъектов от ее уплаты в разрезе действующего законодательства.

 

Принято также решение дополнительно проработать совместно с Госкомимуществом предложения об определении функционального назначения земельных участков в зависимости от цели их использования, указанной в решении о предоставлении земельного участка.

 

Кроме этого, дано поручение МНС и Министерству финансов Республики Беларусь проработать поступившее от представителя Белорусского союза предпринимателей предложение об унификации налоговой льготы по земельному налогу и налогу на недвижимость в отношении организаций, которые осуществляют деятельность в сферах образования и здравоохранения.

 

Участники заседания одобрили ряд предложений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС), в том числе предусматривающее установление ограничения на принятие местными Советами депутатов решений по увеличению ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных общественным объединениям инвалидов, а также унитарным предприятиям и учреждениям таких объединений.

 

Было запланировано продолжить обсуждение предложений по корректировке главы 18 на одном из ближайших заседаний.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи
Сейчас читают

1. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

2. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

3. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.