Основные принципы управленческого анализа затрат на промышленном предприятии |
Сложной методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Выделяют два направления экономического анализа на предприятии и, соответственно, две группы показателей: показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия, и показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.
В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие принципы:
■ системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;
■ принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
■ динамический принцип и принцип сравнительного анализа;
■ принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональный).
Эффективное управление затратами на разных уровнях обеспечивается использованием методического единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Это обеспечивает система управленческого учета, которая соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затратна производство.
Управленческий уровень отражает внутренние проблемы предприятия: объемы, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цену, сферу реализации, то есть все те моменты, от которых зависят финансовые результаты.
Управленческий анализ, как и управленческий учет, призванный обеспечивать управленческий аппарат организации, предприятия информацией, необходимой для управления и контроля за ее деятельностью, большей частью связанный с анализом ресурсов производства, представляет собой промежуточную информацию, которая в конечном счете отражается в определенных результативных показателях.
Ресурсы производства проходят стадии снабжения и производства, превращаясь в основные итоговые результаты — продукцию, выручку и затраты.
На рис. 1 показано, что управленческий учет и анализ связаны с изучением первичной информации о ресурсах и результативными показателями первого порядка: продукцией и затратами. Однако только управляя ими, можно влиять на формирование итогов второго порядка — финансовых результатов. Объекты же управленческого учета и анализа гораздо шире, чем только учет и анализ затрат. Это позволяет сформулировать систему целей управленческого анализа:
1) оценить место предприятия на рынке данного товара, выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;
2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов;
3) оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;
4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
5) выработать стратегию управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;
6) определить политику ценообразования;
7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
Рис. 1. Объекты управления, учета и анализа
От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей и различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу общей стратегии бухгалтерского учета и анализа предприятия.
Основной целью системы управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления.
Экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами и представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым.
Информация обратной связи, как правило, проходит через систему внутренней управленческой отчетности, которая является неотъемлемой частью более общей системы внутреннего контроля организации.
Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, а в этом и есть основная цель управленческого учета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннюю отчетность, информирующую его об эффективности деятельности центра ответственности. Внутренняя управленческая отчетность составляется прежде всего для управляющего, несущего ответственность за достижение целей, и уже во вторую очередь — для его начальника.
Недостатки внутренней отчетности, типичные при традиционных подходах к организации внутреннего контроля, в том, что основной упор делается на ошибки, вместо того чтобы дать управляющим ориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективные действия. В результате обратная связь оказывается направленной на проведение ревизий и поиски упущений. Она обращает управление в прошлые события и операции, формирует данные о том, что уже не поддается исправлению, ограничивает возможность действовать с перспективой.
Иерархия обратной связи в управленческом учете выстраивается таким образом, что оперативные управленческие решения принимаются на низших уровнях с максимальным использованием предоставляемых данных (рис. 2).
...
Подробнее читайте в статье.
<...>