Острые вопросы по новой редакции Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» |
В сентябре на заседании ОКС при Государственном таможенном комитете под руководством Председателя ГТК Юрия Сенько представители таможенных органов и бизнес-сообщества обсудили нюансы новой редакции Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
(далее — Закон или проект).
Как отмечают в ГТК, нормы проекта отражают актуальные условия внешнеторговой деятельности предприятий. Новая редакция Закона включает в себя 9 разделов, 62 главы и 365 статей.
Было рассмотрено более 500 предложений, поступивших как от таможенных органов, так и от представителей бизнес-сообщества. Практически все предложения получили согласованные решения. По отдельным вопросам совет принял компромиссные решения с позиции гарантированного исполнения законодательства субъектами хозяйствования при повышении уровня доверия к ним со стороны таможенной службы.
Как показывает практика, проекты законов зачастую претерпевают существенные изменения, поскольку над ними ведется кропотливая работа в целях совершенствования и корреляции с национальным и наднациональным законодательством. Немаловажным является и то, что нормы законодательства должны быть восприняты пользователями в их буквальном смысле. Поэтому, на наш взгляд, так важны единство формы и содержания, стройная внутренняя архитектура нормативных правовых актов.
Считаем необходимым обратить ваше внимание на сложные и проблемные пункты в проекте Закона.
Представляется обоснованным, что структура Закона соответствует структуре ТК ЕАЭС, однако есть некоторые замечания по корреляции с иными нормативными правовыми актами, в том числе и статьями самого Закона.
Так, возникает вопрос (в части уплаты пени, расчетов размеров пени) о ссылках на действующую в 2018 году редакцию Налогового кодекса Республики Беларусь, в то время как разработан проект Налогового кодекса Республики Беларусь 2019 года.
Статья 56 в части сроков возврата излишне уплаченных платежей: в статье они не указаны; кроме того, по всей видимости, в качестве отсылочных норм следует указывать не 56-ю, а 57-ю статью проекта Закона.
Момент исполнения обязанности по уплате — отсылочная норма не на 37-ю, а на 36-ю статью проекта Закона.
Возникает вопрос и о новых статьях (например, ст. 80), которые имеют номер, но никак не поименованы, и содержание которых не приведено в проекте Закона.
Кроме того, представляется целесообразным статьи раздела 9 «Заключительные положения» в части терминов и определений поместить в раздел 1 «Общие положения», поскольку понятийный аппарат необходим для буквального понимания норм таможенного законодательства.
По нашему мнению, ст. 110 «Условно выпущенные товары» неверно относить к процедурам, поскольку процедурой они по сути не являются. В гл. 19 «Общие положения о таможенных процедурах» целесообразно указать, что условно выпущенные товары могут быть помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления, но в соответствии со структурой ТК ЕАЭС перенести их в гл. 18 «Выпуск товаров».
Вопросы вызывает содержание некоторых статей. К примеру:
· содержание ст. 189 «Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже» заключается в следующем: «При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров для личного пользования подача транзитной декларации, в том числе в случае использования в качестве транзитной декларации пассажирской таможенной декларации, сопровождается представлением ее электронного вида». Однако, по нашему мнению, здесь речь идет не об особенностях применения процедуры, а об особенностях сопровождения процедуры соответствующими документами;
· содержание п. 4 ст. 200 «Особенности совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»: «4. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) в Республику Беларусь, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза, за исключением следующих категорий товаров:
· наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также растений и грибов, включенных в раздел 2.12 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, установленного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
· культурных ценностей;
· взрывчатых веществ, взрывных устройств, средств взрывания;
· холодного, огнестрельного оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий;
· специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
· драгоценных камней в любом виде и состоянии и природных алмазов, за исключением ювелирных изделий;
· иных категорий товаров, определяемых Правительством Республики Беларусь».
По нашему мнению, в статье не раскрыт порядок действий с указанными товарами; нет отсылочных норм на национальное законодательство, законодательство ЕАЭС.
Кроме того, представляется, что следует скрупулезно поработать над содержанием и архитектурой статей гл. 55–60 раздела 8 «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор».
Приведем пример. Статья 316 «Специалист по таможенному декларированию. Требования, предъявляемые к специалисту по таможенному декларированию» главы 55 «Таможенный представитель»:
«1. Специалист по таможенному декларированию — физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи, и прошедшее аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
2. Специалист по таможенному декларированию вправе работать на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров только у одного таможенного представителя.
3. Специалистом по таможенному декларированию может быть физическое лицо:
· имеющее высшее образование по специальности «Таможенное дело»;
· имеющее высшее образование и прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности «Таможенное дело»;
· имеющее высшее образование и прошедшее повышение квалификации в области таможенного декларирования;
· имеющее среднее специальное образование и стаж работы в сфере таможенного дела и (или) внешнеторговой деятельности не менее трех лет и прошедшее повышение квалификации в области таможенного декларирования.
Физическое лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, может быть специалистом по таможенному декларированию при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и об установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Подробнее читайте в статье.
<...>