Павел Царев: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными
Павел Царев: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными |
Автор Павел Царев, председатель Палаты налоговых консультантов Республики Беларусь, управляющий партнер Baker Tilly Bel Павел Царев, председатель Палаты налоговых консультантов Республики Беларусь, управляющий партнер Baker Tilly Bel
Количество просмотров 693
Автор Указ № 488, Указ № 488, Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, оптимизация оптимизация
Павел Царев: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными

В частности, отмечает управляющий партнер  Baker Tilly Bel Павел Царев, важно обратить внимание на регулирование, приходящее взамен указа № 488, который, как ожидалось, прекращает действие с 1 января.

Речь идет о нормах, направленных на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур.

В соответствии с пунктом 4 ст. 33 нового НК налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

— основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

«Первое и третье основание прямо заимствованы из указа № 488. Но при этом отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто попал в реестр. Да и самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает», — отмечает Царев.

Сохраняется также обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или индивидуального предпринимателя — также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных. Одновременно плательщикам дается право для проверки благонадежности деловой репутации своих контрагентов использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах на едином портале электронных услуг. Эта информация отчасти заменит «лжепредпринимательский» реестр, хотя и с менее негативным эффектом, отмечает юрист.

«Второе из перечисленных выше оснований — об основной цели совершения хозяйственной операции — появится в отечественном законодательстве впервые. Однако сама по себе доктрина деловой цели и необоснованной налоговой выгоды давно известна в мировой практике. Она означает, что налоговую базу можно уменьшить, не только если партнер исполнил обязательство, а хозяйственная операция реально осуществлена, но и если ее основной целью не было уменьшение налогов», — поясняет Павел Царев.

«Оценка основной цели операции у бизнесмена и у проверяющего может быть различной в силу субъективного восприятия. Теоретически можно оспаривать деловую цель очень многих действий, если видеть в них стремление получить исключительно налоговую выгоду», — предупреждает юрист.

Он приводит примеры распространенных хозяйственных операций, относительно основной цели которых могут появиться вопросы в условиях нового регулирования:

— экспорт-импорт товаров через зарубежную «дочку»,

— привлечение процентных займов от связанных компаний,

— замена штатного директора на ИП-управляющего,

— дробление или слияние компаний,

— привлечение посреднических структур,

— формирование продажной стоимости основного средства, продаваемого родственнику директора и т.п.

В России доктрина необоснованной налоговой выгоды впервые была сформулирована в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда в 2006 году, а в 2017 году закрепилась в ст. 54.1 Налогового кодекса РФ. Но, чтобы пользоваться этим инструментом, российским налоговикам пришлось разработать сложную систему критериев и методов, отмечает эксперт. Причем данный процесс сопровождался обширной судебной практикой. В ряде писем ФНС РФ разъясняются признаки сделок, направленных на уход от налогов, способы их выявления и доказывания.

«Полагаем, что и нашему налоговому ведомству также не обойтись без регламентации методики и критериев оценки, которые позволят определить основную цель хозяйственной операции. Важна также будет судебная практика по рассмотрению споров, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды в связи с отсутствием деловой цели. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что многие популярные схемы налоговой оптимизации, которые до сих пор считались совершенно безопасными, могут оказаться токсичными с точки зрения поиска деловой цели совершаемых операций. Поэтому целесообразно тщательно проанализировать свои сделки с точки зрения новых требований», — предупреждает управляющий партнер Baker Tilly Bel.

Эксперты обращают внимание на то, что новое регулирование распространит свое действие даже на проводимые на момент вступления в силу проекта НК камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года.

Наличие хотя бы одного из перечисленных трех оснований будет устанавливаться с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, или представленных правоохранительными органами.

Что произойдет, если будет установлено его наличие? В таком случае налоговая база или сумма подлежащего уплате налога определяются контролирующим органом не на основании отвергнутых документов, а используя следующие данные:

— фактические сведения об объектах налогообложения;

— фактические обстоятельств совершения хозяйственных операций;

— имеющихся данных о совершении хозяйственных операций при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

Кроме того, налогоплательщик вправе до назначения проверки самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога.

«Хотя в проекте НК речь идет не о занижении налоговой базы как основной цели недопустимой хозяйственной операции, а о неуплате (неполной уплате) налога, есть все основания предполагать, что анализ основной цели будет охватывать хозяйственные операции, влияющие и на налоговую базу, и на применение пониженных налоговых ставок, и на использование налоговых льгот, поскольку все эти элементы налогообложения в конечном счете влияют на сумму уплаченного налога. Поэтому можно прогнозировать, что круг лиц, а также сделок, к которым могут быть применены корректировки по результатам теста основной цели хозяйственной операции, окажется гораздо шире, чем сфера применения указа № 488», — резюмирует Павел Царев.

источник: news.tut.by/economics

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:




Свежие статьи
Сейчас читают

1. МАРТ: российские товары вытесняют с полок белорусские

В Беларуси продолжается снижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли. МАРТ ежегодно разрабатывает перечни импортозамещающих товаров, предлагаемых для производства белорусским производителям. В 2019 г в этот перечень включено 75 товарных позиций, в том числе 9 продовольственных и 66 непродовольственных. Из 51 группы товаров, отслеживаемых Белстатом, был отмечен рост продаж по 27 группам пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и по 19 группам непродовольственных товаров.

2. Бизнес-союзы готовят консолидированную позицию по «реинкарнации» указа № 488

У бизнес-сообщества создается впечатление, что постановлением Комитета государственного контроля №3, принятым по поручению президента после отмены Указа № 488, практически переписана половина этого указа, причем не в лучшем виде. «Вновь предполагается ввести специальный реестр субъектов хозяйствования, а их контрагентам (в том числе добросовестным плательщикам) рассылать «письма счастья» с просьбой доплатить налоги в бюджет...

3. В чем секрет развития самой дорогой в мире финансовой компании

Финтех-компания Ant Financial, которая появилась 15 лет назад как эскроу-сервис, оценивается в 150 млрд USD. Ее услугами в Китае пользуются 700 млн человек. Вместе с другими странами – миллиард. В составе Ant сегодня работает не только платежная система, но и крупнейший денежный фонд в мире «Юй’Э Бао», что в переводе с китайского означает «заначка», говорится в статье Republic.

4. Детали нового перечня скоропортящихся товаров, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке

Данным документом определены новые перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых в соответствии со статьей 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные операции совершаются в первоочередном порядке;, и  перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 59 Кодекса.