Поднимаем эффективность компании при помощи СПП и KPI |
В связи с активным интересом бизнеса к измерению эффективности деятельности компаний появилась необходимость измерять результативность и оценивать факторы, влияющие на рост компании. Для этого используются такие методики, как разработка системы сбалансированных показателей (ССП) и ключевых показателей эффективности (KPI).
ССП разрабатывалась Р. Капланом и Д. Нортоном. KPI используется в различных стандартах, таких как COBIT 5, ISO/IEC 20000:2005.
В связи с активным интересом бизнеса к измерению эффективности деятельности компаний нужно научиться измерять результативность, оценивать факторы, которые влияют на ее рост, соотносить эффективность выполняемых операций со стратегическими целями компании, при этом оперативные данные, собираемые на предприятии, можно использовать как инструмент для управления бизнесом. Для оценки эффективности используются такие методики, как разработка системы сбалансированных показателей (ССП) и ключевых показателей эффективности (KPI). ССП предоставляет менеджеру инструмент для получения желаемых результатов в сложных условиях жесткой конкуренции. В рамках ССП используется методология KPI, основной смысл которой заключается в том, что руководство и менеджмент на основе анализа бизнес-процессов своей компании определяют наиболее важные аспекты деятельности, при этом необходимо выделять такие показатели, которые будут понятны всем участникам ключевых процессов. Система ключевых показателей позволяет смотреть на текущую ситуацию в стратегической перспективе.
Классически определяют сбалансированную систему показателей как механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компанией. Она улучшает систему управления, приводя поведение конкретного сотрудника в соответствие с задачами, поставленными руководством компании. Концепция ССП активно развивается, что подтверждается постоянными конференциями и исследованиями, например http://www.deloitte.com/view/ru.
Возникает вопрос: в чем причина такого внимания и интереса к методике ССП в российской бизнес-среде? Авторы данной концепции в своей книге «Сбалансированная система показателей» выделяют следующие основные преимущества, которые дает применение методики ССП:
■ ССП — инструмент, связывающий стратегию и бизнес;
■ ССП покрывает некоторые важные элементы компании;
■ в рамках ССП возможно использование монетарных и немонетарных показателей.
При рассмотрении ССП выделяются следующие основные шаги, позволяющие внедрить данную систему на различных предприятиях: изучение компании, создание стратегической карты, разработка показателей и методики их расчета, декомпозиция целей, определение инициатив, внедрение ССП.
На практике при разработке и внедрении ССП компания чаще всего не имеет четко сформулированной стратегии, поэтому необходимо совместно с руководством компании ответить на вопросы, что хочет бизнес и как он может этого достичь. Далее нужно формализовать и детализировать стратегию, а также изучить отчеты компании и проанкетировать сотрудников компании по вопросам ее финансового состояния и путей развития и сформулировать цели. После определения целей появляется возможность создания стратегической карты, в которой визуально представляются причинно-следственные связи между элементами стратегии компании. Отраженные на стратегической карте причинно-следственные связи позволяют отследить, каким образом ресурсы преобразуются в продукт.
Определение показателей стратегической карты — это довольно трудоемкий процесс. Чаще всего возникают следующие проблемы: очень высокая стоимость сбора и обработки информации, качественный характер многих показателей, отсутствие на предприятии систем, отвечающих за мониторинг деятельности, отсутствие управленческой отчетности. Если по какому-то показателю все же не удалось получить четкой информации, для его расчета чаще всего используют приближенные значения.
Для декомпозиции можно использовать следующие принципы:
■ формулируются основные цели в разрезе каждого подразделения;
■ определяются показатели для каждого подразделения, взаимоувязанные с показателями всей компании и других подразделений;
■ для компании в целом и для каждого подразделения разрабатывается стратегическая карта;
■ для каждого показателя стратегической карты определяется лицо, ответственное за его выполнение.
Проект по внедрению ССП не заканчивается на этапе внедрения. Чтобы система эффективно работала, необходимо регулярно отслеживать изменения в ней, то есть организовать эффективный мониторинг этих показателей с помощью информационных технологий, используя методы управленческого учета. Контролировать изменения в ССП должен тот человек, который принимал активное участие в построении данной системы.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>