Расчет транзакционных издержек на налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческой организации

Расчет транзакционных издержек на налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческой организации |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 05/2019
Количество просмотров 252
Автор управление предприятием, управление предприятием, издержки издержки

Налоговое планирование — важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента. В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческой организации бюджет налоговых платежей. Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в будущих периодах, и их минимизацию. Бюджетирование налогов зависит от специфики деятельности и особенностей системы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования.

Исходя из нашей практики, во всех коммерческих организациях принцип организации налогового планирования одинаков и состоит в следующем: планирование и исчисление местных налогов и сборов осуществляется на уровне каждого обособленного подразделения или филиала по нормативам, коэффициентам и льготам соответствующего района (города). Планированием республиканских налогов занимается головной офис. На первый взгляд, такая постановка налогового планирования в разветвленной коммерческой организации может показаться оптимальной.

В то же время, как нам представляется, она не совсем эффективна с точки зрения затрат на осуществление налогового планирования. Более того, при такой организации иногда используются не все методы налоговой оптимизации.

Для подтверждения первого высказывания, то есть неэффективности затрат по организации налогового планирования, обратимся к методике расчета транзакционных издержек (ТАИ).

Принято считать, что отдел налогового планирования относится к транзакционному сектору, то есть, неся затраты, фактически доход не получает.

По нашему мнению, такая постановка вопроса не совсем верна, если учитывать, что основной задачей группы налогового планирования, является законодательно обоснованная экономия налоговых платежей.

Доходами данного подразделения можно считать уменьшение сумм налогов, уплаченных в результате работы данного подразделения, так как именно на эту сумму в конечном итоге увеличится прибыль организации.

В связи с этим отдел налогового планирования можно тоже рассматривать как бизнес-единицу в системе бюджетирования юрлица.

К издержкам отнесем стоимость оплаты труда сотрудников, осуществляющих налоговое планирование, а также некоторые другие расходы, как правило, накладные.

Прибыль данного подразделения может быть получена за счет двух факторов:

1.         за счет экономии налоговых платежей (постоянный фактор);

2.         за счет снижения издержек по оплате труда сотрудников благодаря расчету оптимального количества сотрудников данного подразделения (единовременный фактор).

В функции сотрудников данного подразделения независимо от того, на какой ступени организационной структуры оно находится (головной офис, филиал, отделение, дополнительный офис), включаются:

  • формирование бюджета налоговых расходов, включая отслеживание и контроль за его исполнением; расчет контрольных показателей по расходам на уплату налогов для формирования Плана экономических показателей деятельности;

  • сбор, обработка и анализ информации по расчетам с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, а также представление указанной информации руководству, ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, ГТК, банки-кредиторы и прочим заинтересованным ведомствам;

  • формирование сводного плана налоговых платежей в бюджет на ежемесячной основе с учетом реально ожидаемого поступления финансовых средств, включая контроль за исполнением сводного плана платежей;

  • составление налоговой части годовых и квартальных отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемых руководством юрлица и собранием участников (акционеров);

  • подготовка аналитической отчетности для органов управления по вопросам, касающимся состояния и динамики расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, исполнения бюджета налоговых расходов, исполнения графиков реструктуризации задолженности по налоговым платежам и т.п.

Количественную оценку ТАИ можно произвести через стоимость предельного продукта и вознаграждения в соответствии с формулой «Трансакционные издержки равны разнице стоимости предельного продукта и вознаграждения», или более обобщенной формулой «Трансакционные издержки равны разнице предельного дохода и предельного расхода» которая является универсальной для всех видов ТАИ в отдельности и для их совокупности.

Согласно данной методике конкретный механизм расчета ТАИ для предприятия следующий:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.