Расчет транзакционных издержек на налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческой организации

Расчет транзакционных издержек на налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческой организации |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 05/2019
Количество просмотров 403
Автор управление предприятием, управление предприятием, издержки издержки

Налоговое планирование — важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента. В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческой организации бюджет налоговых платежей. Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в будущих периодах, и их минимизацию. Бюджетирование налогов зависит от специфики деятельности и особенностей системы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования.

Исходя из нашей практики, во всех коммерческих организациях принцип организации налогового планирования одинаков и состоит в следующем: планирование и исчисление местных налогов и сборов осуществляется на уровне каждого обособленного подразделения или филиала по нормативам, коэффициентам и льготам соответствующего района (города). Планированием республиканских налогов занимается головной офис. На первый взгляд, такая постановка налогового планирования в разветвленной коммерческой организации может показаться оптимальной.

В то же время, как нам представляется, она не совсем эффективна с точки зрения затрат на осуществление налогового планирования. Более того, при такой организации иногда используются не все методы налоговой оптимизации.

Для подтверждения первого высказывания, то есть неэффективности затрат по организации налогового планирования, обратимся к методике расчета транзакционных издержек (ТАИ).

Принято считать, что отдел налогового планирования относится к транзакционному сектору, то есть, неся затраты, фактически доход не получает.

По нашему мнению, такая постановка вопроса не совсем верна, если учитывать, что основной задачей группы налогового планирования, является законодательно обоснованная экономия налоговых платежей.

Доходами данного подразделения можно считать уменьшение сумм налогов, уплаченных в результате работы данного подразделения, так как именно на эту сумму в конечном итоге увеличится прибыль организации.

В связи с этим отдел налогового планирования можно тоже рассматривать как бизнес-единицу в системе бюджетирования юрлица.

К издержкам отнесем стоимость оплаты труда сотрудников, осуществляющих налоговое планирование, а также некоторые другие расходы, как правило, накладные.

Прибыль данного подразделения может быть получена за счет двух факторов:

1.         за счет экономии налоговых платежей (постоянный фактор);

2.         за счет снижения издержек по оплате труда сотрудников благодаря расчету оптимального количества сотрудников данного подразделения (единовременный фактор).

В функции сотрудников данного подразделения независимо от того, на какой ступени организационной структуры оно находится (головной офис, филиал, отделение, дополнительный офис), включаются:

  • формирование бюджета налоговых расходов, включая отслеживание и контроль за его исполнением; расчет контрольных показателей по расходам на уплату налогов для формирования Плана экономических показателей деятельности;

  • сбор, обработка и анализ информации по расчетам с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, а также представление указанной информации руководству, ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, ГТК, банки-кредиторы и прочим заинтересованным ведомствам;

  • формирование сводного плана налоговых платежей в бюджет на ежемесячной основе с учетом реально ожидаемого поступления финансовых средств, включая контроль за исполнением сводного плана платежей;

  • составление налоговой части годовых и квартальных отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемых руководством юрлица и собранием участников (акционеров);

  • подготовка аналитической отчетности для органов управления по вопросам, касающимся состояния и динамики расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, исполнения бюджета налоговых расходов, исполнения графиков реструктуризации задолженности по налоговым платежам и т.п.

Количественную оценку ТАИ можно произвести через стоимость предельного продукта и вознаграждения в соответствии с формулой «Трансакционные издержки равны разнице стоимости предельного продукта и вознаграждения», или более обобщенной формулой «Трансакционные издержки равны разнице предельного дохода и предельного расхода» которая является универсальной для всех видов ТАИ в отдельности и для их совокупности.

Согласно данной методике конкретный механизм расчета ТАИ для предприятия следующий:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.