Расчет транзакционных издержек на налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческой организации |
Налоговое планирование — важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента. В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческой организации бюджет налоговых платежей. Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в будущих периодах, и их минимизацию. Бюджетирование налогов зависит от специфики деятельности и особенностей системы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования.
Исходя из нашей практики, во всех коммерческих организациях принцип организации налогового планирования одинаков и состоит в следующем: планирование и исчисление местных налогов и сборов осуществляется на уровне каждого обособленного подразделения или филиала по нормативам, коэффициентам и льготам соответствующего района (города). Планированием республиканских налогов занимается головной офис. На первый взгляд, такая постановка налогового планирования в разветвленной коммерческой организации может показаться оптимальной.
В то же время, как нам представляется, она не совсем эффективна с точки зрения затрат на осуществление налогового планирования. Более того, при такой организации иногда используются не все методы налоговой оптимизации.
Для подтверждения первого высказывания, то есть неэффективности затрат по организации налогового планирования, обратимся к методике расчета транзакционных издержек (ТАИ).
Принято считать, что отдел налогового планирования относится к транзакционному сектору, то есть, неся затраты, фактически доход не получает.
По нашему мнению, такая постановка вопроса не совсем верна, если учитывать, что основной задачей группы налогового планирования, является законодательно обоснованная экономия налоговых платежей.
Доходами данного подразделения можно считать уменьшение сумм налогов, уплаченных в результате работы данного подразделения, так как именно на эту сумму в конечном итоге увеличится прибыль организации.
В связи с этим отдел налогового планирования можно тоже рассматривать как бизнес-единицу в системе бюджетирования юрлица.
К издержкам отнесем стоимость оплаты труда сотрудников, осуществляющих налоговое планирование, а также некоторые другие расходы, как правило, накладные.
Прибыль данного подразделения может быть получена за счет двух факторов:
1. за счет экономии налоговых платежей (постоянный фактор);
2. за счет снижения издержек по оплате труда сотрудников благодаря расчету оптимального количества сотрудников данного подразделения (единовременный фактор).
В функции сотрудников данного подразделения независимо от того, на какой ступени организационной структуры оно находится (головной офис, филиал, отделение, дополнительный офис), включаются:
-
формирование бюджета налоговых расходов, включая отслеживание и контроль за его исполнением; расчет контрольных показателей по расходам на уплату налогов для формирования Плана экономических показателей деятельности;
-
сбор, обработка и анализ информации по расчетам с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, а также представление указанной информации руководству, ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, ГТК, банки-кредиторы и прочим заинтересованным ведомствам;
-
формирование сводного плана налоговых платежей в бюджет на ежемесячной основе с учетом реально ожидаемого поступления финансовых средств, включая контроль за исполнением сводного плана платежей;
-
составление налоговой части годовых и квартальных отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемых руководством юрлица и собранием участников (акционеров);
-
подготовка аналитической отчетности для органов управления по вопросам, касающимся состояния и динамики расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, исполнения бюджета налоговых расходов, исполнения графиков реструктуризации задолженности по налоговым платежам и т.п.
Количественную оценку ТАИ можно произвести через стоимость предельного продукта и вознаграждения в соответствии с формулой «Трансакционные издержки равны разнице стоимости предельного продукта и вознаграждения», или более обобщенной формулой «Трансакционные издержки равны разнице предельного дохода и предельного расхода» которая является универсальной для всех видов ТАИ в отдельности и для их совокупности.
Согласно данной методике конкретный механизм расчета ТАИ для предприятия следующий:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>