Разъяснение ГТК о практическом применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2022 г. № 147 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров» |
Разъяснения о практическом применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2022 г. № 147 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров» (далее — постановление)
При поставках товаров за пределы Республики Беларусь необходимо учитывать следующее:
1) поставка товаров в Российскую Федерацию осуществляется без ограничений;
2) поставка товаров в иные страны ЕАЭС (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика) может быть осуществлена при наличии у поставщика одного из следующих документов:
· сертификата о происхождении товара (далее — сертификат) формы СТ-1 или сертификата иной формы (СТ-2, СТ-3, EAV, «А», общей формы), подтверждающего белорусское или российское происхождение товара;
· акта экспертизы, выдаваемого БелТПП, о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (либо, при наличии, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого Минпромторгом России);
· разовой лицензии, выдаваемой МАРТ по согласованию с облисполкомами (Минским горисполкомом).
Сведения о вышепоименованных документах рекомендовано указывать в графе 22 «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации;
3) поставка товаров в третьи страны и страны СНГ (за исключением Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики) осуществляется при предоставлении в таможенные органы Республики Беларусь одного из следующих документов:
· сертификата формы СТ-1 или сертификата иной формы (СТ-2, СТ-3, EAV, «А», общей формы), подтверждающего белорусское или российское происхождение товара;
· акта экспертизы, выдаваемого БелТПП, о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (либо, при наличии, заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Минпромторгом России);
· разовой лицензии, выдаваемой МАРТ по согласованию с облисполкомами (Минским горисполкомом);
· информации заинтересованного государственного органа, иной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома (Минского горисполкома), администрации СЭЗ (далее — Регулятора) о необходимости вывоза товара.
В качестве примерного образца информации о необходимости вывоза возможно использование примерной (рекомендованной) формы документа, разработанного ГТК.
Информация о необходимости вывоза товара выдается отдельно на каждую товарную партию в рамках одного контракта (договора) поставки.
Справочно. Одна товарная партия рассматриваются как товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу.
Для ускорения процедуры рассмотрения и принятия решения Регулятором решения о направлении в адрес ГТК информации о необходимости вывоза товара заявителям (участником внешнеторговых сделок) целесообразно рекомендовать представлять в адрес Регулятора следующее:
· сопроводительное письмо в свободной форме, содержащее в себе подробное обоснование необходимости вывоза товара, информацию, позволяющую подтвердить такую необходимость, а также сведения об экспортере (отправителе), наименовании товара и код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
· копии контрактов (договоров) и копии дополнительных соглашений к контрактам (договорам), предусматривающих вывоз промышленной продукции;
· справки о промышленной продукции (код ТН ВЭД ЕАЭС, количество и стоимость в соответствии с контрактом, страна назначения промышленной продукции, отправитель промышленной продукции, цель вывоза промышленной продукции, информация о месте использования промышленной продукции, предполагаемые сроки вывоза промышленной продукции, возможный пункт пропуска, технические и коммерческие характеристики, позволяющие идентифицировать промышленную продукцию, функциональное назначение промышленной продукции, перечень выполняемых ею функций и (или) область применения);
· иные документы, содержащие сведения, позволяющие объективно оценить критичность для Республики Беларусь вывозимого товара.
В отношении отдельных видов продукции Регулятором могут быть рекомендованы к предоставлению иные сведения (по усмотрению Регулятора).
Информация Регулятора в адрес ГТК о необходимости вывоза товара направляется:
· заинтересованными государственными органами, иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, — в отношении подведомственных организаций;
· облисполкомами (Минским горисполкомом) — в отношении подведомственных организаций, а также организаций без ведомственной подчиненности, расположенных на административной территории области (г. Минска);
· администрациями СЭЗ — в отношении резидентов СЭЗ.
При этом постановление не ограничивает право субъекта хозяйствования обращаться по вопросу направления в ГТК информации о необходимости вывоза товара в любой из указанных органов.
Анализ представленных субъектами хозяйствования сведений для целей выдачи информации о необходимости вывоза товара либо получения разовой лицензии может проводиться с учетом оценки следующих критериев:
· отсутствие критического недостатка промышленной продукции на территории Республики Беларусь (информация о текущем насыщении национального рынка продукцией, аналогичной вывозимой, которой располагает регулятор);
· наличие ранее действующих аналогичных контрактов, предусматривающих необходимость поставки того или иного товара, подтверждающих длительность сотрудничества субъекта хозяйствования с иностранным контрагентом;
· достаточность предоставленной субъектом хозяйствования информации о необходимости поставки товара по новым контрактам;
· соотнесение вывозимого товара (на основании детального анализа имеющейся у Регулятора информации о таком товаре) с товаром, который может быть определен как товар критического импорта (нехватка которого на внутреннем рынке может создать угрозу национальной безопасности);
· исключение риска вывоза производственных фондов предприятий, сформированных с участием либо полностью за счет капитала иностранных организаций, а также производственных фондов национальных предприятий, отсутствие которых несет в себе риски для национальной безопасности;
· наличие рекомендации МАРТ (в целях обеспечения потребительского рынка бытовой техникой) о нецелесообразности информирования таможенных органов Республики Беларусь о необходимости вывоза за пределы Республики Беларусь товаров, которые не производятся в республике или производятся в недостаточном объеме, или согласования выдачи разовой лицензии на вывоз таких товаров в соответствии с прилагаемым списком.
В случае невозможности (недостаточности информации, отсутствии должной компетенции) облисполкома, администрации СЭЗ объективно оценить необходимость вывоза товара по указанным критериям для согласования субъекту хозяйствования информации о необходимости вывоза товара либо выдачи разовой лицензии МАРТ, необходимая информация может быть запрошена у отраслевых и иных государственных органов, а также организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Информация в адрес Регулятора предоставляется хозяйствующим субъектом по системе электронного документооборота или на бумажном носителе.
Информация Регулятора о наличии необходимости вывоза товара в адрес ГТК предоставляется по системе электронного документооборота.
В целях оперативного решения и (или) дачи разъяснений хозяйствующим субъектам о правилах реализации постановления целесообразно разместить на электронном веб-ресурсе Регулятора информацию о лице (с указанием Ф. И. О., должности, контактных данных), уполномоченном на проведение данной работы.
Также целесообразно рекомендовать Регуляторам для рассмотрения и принятия решения руководствоваться сроком, не превышающим трех рабочих дней.
При необходимости направления облисполкомами (Минским горисполком), администрациями СЭЗ запроса в адрес отраслевых государственных органов, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, для получения дополнительной информации, необходимой для принятия решения о согласовании выдачи разовой лицензии, указанный срок может быть продлен, но не должен превышать семи рабочих дней.<...>