Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия |

Автор Валерий Иванов, Карине Авакян Валерий Иванов, Карине Авакян
Номер № 09/2019
Количество просмотров 138
Автор инвестиции, инвестиции, анализ, анализ, отчетность, отчетность, методология методология

Рассмотрим существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, проанализируем ограничения и возможности с точки зрения использования в практике инвестиционного анализа.

Системный подход к организации инвестиционного процесса предполагает предварительную оценку возможностей той экономической системы, которая призвана обеспечить требуемую экономическую и иную эффективность данного процесса. Подтверждается изменение толкования понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» (табл. 1), из которой видно, что трансформация взглядов на данный термин шла по принципу «от частного к общему», а конкретно — от узкоэкономических (финансовых) представлений к системным, претендующим на все более полный охват факторов, влияющих на качество оцениваемой системы.

В соответствии с такой эволюцией трактовки инвестиционной привлекательности предприятия изменялся подход к решению задачи ее количественной оценки и анализа. В результате все существующие методики оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на две группы:

  • методики, согласно которым уровень инвестиционной привлекательности предприятия целиком и полностью определяется его финансовым состоянием, а анализ этой привлекательности сводится, естественно, к анализу финансового состояния;

  • методики, учитывающие влияние внутренних (причем не только финансовых) и внешних факторов на инвестиционную привлекательность предприятия и на характер ее изменения в зависимости от этих факторов.

Наиболее законченными и логичными, а потому, на наш взгляд, применимыми в практике инвестиционного анализа являются методики в табл. 3, 4 и 5. Для выбора наиболее оптимальной из них для каждого конкретного случая необходимо учитывать следующие возможности и ограничения данных методик:

  • методика в табл. 3 позволяет методом средневзвешенного оценить три локальных (см. табл. 4) и один интегральный показатель инвестиционной привлекательности предприятий разных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, ООО, унитарного предприятия и др.). Недостатком методики является качественный характер параметров (критериев), используемых для оценки двух из трех рассчитываемых факторов (локальных показателей);

  • преимуществом методики в табл. 4, а также методики в табл. 5 является использование попарного сравнения всех используемых параметров (см. табл. 6 и 7 соответственно) на предмет выявления их парной корреляции в целях исключения незначимых (зависимых) параметров из последующего расчета показателей инвестиционной привлекательности;

  • методика в табл. 5 базируется на использовании SWOT-анализа, за счет чего позволяет дополнительно к рассчитываемым показателям инвестиционной привлекательности оценить стратегическую позицию анализируемого предприятия на рынке и дать рекомендации по ее изменению для повышения этой привлекательности;

  • методика в табл. 3 является наиболее детальной и трудоемкой из всех анализируемых, поскольку предполагает учет 55 параметров, характеризующих оцениваемое предприятие. Методом средневзвешенного по ним определяются интегральные показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска данного предприятия, после чего на их основе рассчитывается интегральный показатель его инвестиционной привлекательности. К важнейшим дополнительным возможностям методики относится учет влияния отрасли, к которой относится анализируемое предприятие, и региона, в котором оно функционирует, на инвестиционную привлекательность данного предприятия. Такой учет может как улучшать, так и ухудшать показатели этой привлекательности.

Отметим, что еще одним доказательством актуальности оценки инвестиционной привлекательности предприятия является рекомендация экспертов включить ее показатели в состав финансовой отчетности предприятия. 

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.