Управление ассортиментом и прибылью на основе маржинального анализа |
Важную роль при планировании прибыли, затрат, ассортимента выпускаемой продукции и принятии обоснованных управленческих решений играет маржинальный анализ, или анализ безубыточности.
В основе методики данного вида анализа лежит деление затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные и переменные. В практической деятельности отнесение затрат к постоянным и переменным будет зависеть от особенностей деятельности предприятия, принятой учетной политики, целей анализа.
Маржинальный анализ позволяет оценить зависимость между такими показателями, как объем производства, затраты и прибыль. Основным показателем в этом анализе является маржинальный доход (маржинальная прибыль).
При планировании производственной программы необходимо ориентироваться на показатель маржинального дохода, а не прибыли, которая рассчитывается как разница между выручкой и полной себестоимостью. В условиях неполной загрузки производственных мощностей снятие с производства убыточной продукции на основе полных затрат часто приводит к убыточности других групп, то есть еще большему ухудшению финансового положения.
Расчет маржинального дохода при планировании ассортимента и прибыли позволяет руководству предприятия принимать правильные управленческие решения, быстрее реагировать на изменения условий производства и окружающей среды. При этом продукция, имеющая положительный маржинальный доход, способствует покрытию постоянных затрат, а значит, росту прибыли.
Проведем анализ прибыльности отдельных продуктовых групп на основе полной себестоимости и с использованием маржинального анализа. Применим данную методику к условиям действующего предприятия — небольшого кондитерского цеха, имеющего пять видов производств: А — конфеты; Б — печенье; В — пряники; Г — зефир, Д — мармелад. Расчеты представим в табл. 1.
Распределение накладных расходов по продуктовым группам проводится на основе прямых переменных затрат (база распределения закреплена в учетной политике).
Расчет прибыли на основе учета полной себестоимости показал прибыльность групп А и Б, В, Д и убыточность Г. Общий убыток составил 13 тыс. руб. Если следовать данному расчету, то предприятие может избавиться от убытков и увеличить прибыль на 13 тыс. руб., сняв с производства продукцию Г.
Рассмотрим последствия элиминирования производства Г как убыточного. Для этого составим новый расчет, исходя из того, что постоянные затраты, относящиеся к производству Г, являются неустранимыми и их невозможно избежать. Расчет представлен в табл. 2.
ТАБЛИЦА 1
Данные на основе учета полной себестоимости
Продуктовые группы |
Объем производства, кг |
Выручка |
Переменные расходы |
Постоянные расходы |
Себестоимость |
Прибыль |
|||||
на 1 кг, руб. |
всего, тыс. руб. |
на 1 кг, руб. |
всего, тыс. руб. |
на 1 кг, руб. |
всего, тыс. руб. |
на 1 кг, руб. |
всего, тыс. руб. |
на 1 кг, руб. |
всего, тыс. руб. |
||
|
Продолжение читайте в статье.
<...>