Валютное регулирование и валютный контроль в 2024 году: две разные модели и шанс избежать кризиса |
Беларусь достаточно успешно справляется с внешними негативными факторами в этом году. Нацбанк объявил, что в 2024 году продолжится совершенствование валютного законодательства в части регулирования порядка проведения резидентами (юрлицами и ИП) валютных операций, связанных с экспортом, импортом.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год, утвержденных постановлением Правления Нацбанка от 19.10.2023 № 363, сохранятся направленность на сокращение случаев использования иностранной валюты в расчетах между резидентами, а также переход к номинированию цен, тарифов и других платежей на территории Республики Беларусь исключительно в национальной валюте.
Данные направления будут реализованы путем:
· подготовки и принятия нормативных правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
· участия в согласовании подготовленных иными государственными органами проектов актов законодательства, предусматривающих исключение случаев использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь, а также привязки цен (тарифов) к иностранной валюте;
· выполнения иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по дедолларизации экономики и Стратегией повышения доверия к национальной валюте до 2035 года, утвержденной постановлением Совмина и Нацбанка от 03.01.2020 № 1/1.
В 2024 году продолжится развитие системы валютного мониторинга по следующим направлениям:
· расширение информационного взаимодействия с банками, государственными органами и иными организациями (в частности, путем представления заинтересованным госорганам информации о внешнеэкономических договорах);
· повышение функциональных возможностей автоматизированных систем валютного мониторинга Нацбанка.
В Беларуси в промышленных и научных кругах звучит мнение, что нам пора отвязываться от изменчивого российского рубля, вести ценообразование экспортируемых товаров в Россию в более стабильном белорусском рубле и принимать в оплату белорусские рубли, а платить за российские товары в их российском рубле. Перейти от слов к реальным расчетам в национальных валютах, иначе после мартовских выборов в России нас, вероятно, опять будут ждать девальвационные, а следовательно, и инфляционные проблемы, принесенные извне вместе с российским рублем.
Посмотрите, как быстро и зачастую непредсказуемо меняется ситуация в сфере валютного регулирования и валютного контроля в России.
1 сентября Министр финансов России Антон Силуанов в ходе выступления на конференции «10 лет мегарегулятору: вчера, сегодня, завтра» сообщил, что Минфин выступает за более жесткие меры в отношении валютного контроля, чем Банк России, но продолжают искать консенсус в этом вопросе.
«Раньше Центробанк России был очень жестким последователем отстаивания темы валютного контроля. Минфин был более либерален. Сейчас поменялось: мы за более жесткие меры в отношении контроля за потоками, поскольку ситуация известна. Центральный банк, наоборот, здесь занял либеральную позицию», — отметил Силуанов, добавив, что стороны сблизят позиции и найдут «совместное решение».
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина возразила, что про валютный контроль можно много говорить, ведь «черт в деталях». По ее мнению, должны оставаться такие меры валютного контроля, которые носят зеркальный, ответный по отношению к антироссийским ограничениям характер. Набиуллина отметила, что многие опасаются оттока капитала, то есть перекоса предпочтений экономических агентов в пользу накоплений иностранных активов, в том числе валютных вкладов внутри России.
«Ограничения валютные не должны создавать сложности для наших экономических субъектов, агентов, которые с большим трудом, но находят способы и расчетов, и ведения экономической деятельности. Поэтому в рамках этой картины нужно искать, что здесь нужно поднастроить (с точки зрения валютного контроля — Прим. редакции)», — добавила председатель ЦБ.
Председатель ЦБ тогда пояснила: «Мера по возврату обязательной продажи валютной выручки может не дать эффекта, которого от нее ждут». Это связано с тем, что значительную часть выручки экспортеры уже получают в рублях. Кроме того, если компания продает часть валютной выручки, она «уже может ее на следующий день обратно выкупить, а значит, баланс спроса и предложения не меняется на рынке».
Основная мера — это увеличение привлекательности рублей, поэтому повышение ключевой ставки будет иметь свой эффект на курс, хотя и с лагом, добавила Набиуллина. Впрочем, Центробанк планировал продлить действовавшие ограничения на операции с валютой.
Глава Банка России в ходе заседания отметила, что «перед всеми этими событиями» договорились с Министерством финансов, что нужно либерализовать меры валютного контроля, — речь про обязательную репатриацию и продажу валютной выручки. «Но применили их весной 2022 года в совокупности с другими мерами, чтобы стабилизировать ситуацию на финансовом рынке», — добавила глава регулятора.
С начала августа российский рубль начал ослабевать и превысил психологический порог в 100 руб./$. После того как Банк России объявил о внеочередном заседании, на котором 15 августа повысил ставку на 3,5 п. п. до 12 %, а потом еще раз в сентябре до 13 %, курс откатился. Тогда же в августе Правительству РФ удалось в неформальном порядке договориться с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки, поэтому было решено ограничиться мониторингом их действий.
В середине августа на встрече Владимира Путина с членами Правительства и председателем ЦБ сложился консенсус, что ужесточение валютного контроля — это крайняя мера, которая может влиять на курс лишь временно, маскируя при этом фундаментальные причины ослабления нацвалюты.
Однако 11 октября Президент России подписал Указ «Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)», которым закреплены три основных нововведения.
Первое — сроком на 6 месяцев для отдельных компаний вводится обязательная репатриация и продажа валютной выручки.
Второе — введена обязанность для отдельных компаний по представлению в Банк России и Росфинмониторинг индикативных планов-графиков по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.
Третье — в отдельные компании вводятся уполномоченные представители Росфинмониторинга, в задачи которых входят мониторинг и обеспечение соблюдения правил валютного регулирования.
В Указе определен конкретный перечень экспортеров, которых коснутся данные меры. Он состоит из 43 групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.
Таким образом, с 16 октября российские экспортеры обязаны в течение двух месяцев с момента получения валюты зачислить не менее 80 % от нее на свои счета в российских банках (репатриировать), а затем продать не менее 90 % от зачисленного на Мосбирже в течение двух недель. Сумма продажи должна составлять не менее 50 % от средств, полученных по экспортным контрактам, в срок не более 30 дней с момента их получения.
«Основная цель данных мер — создать долговременные условия для повышения прозрачности и предсказуемости валютного рынка, снизить возможность для валютных спекуляций», — заявили в российском правительстве.
Председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф полагает, что требование о продаже валютной выручки экспортерами ускорит возврат курса рубля к фундаментальному уровню, но базово на валютный рынок оказывают влияние спрос и предложение.
Эксперты же считают, что подобные внезапные и секретные решения об обязательной продаже валюты создают серьезные трудности, когда бизнес пытается прогнозировать курс рубля, а также действия Центробанка и правительства. Регулирование валютной выручки может самым непредсказуемым образом отразиться на внешнеторговой деятельности и на работе компаний.
Обязательная продажа валютной выручки считается крайней мерой: искажает рыночные сигналы и в целом усложняет регулирование финансовой системы, провоцирует девальвационные настроения и, как следствие, подогревает инфляционные ожидания. Разрушение репутации российского рубля ведет к валютизации сбережений и бизнеса, и населения, и далее к оттоку капитала.
Страны ОЭСР отказались от репатриации валютной выручки и валютных спецсчетов еще в 1980-х гг. Опыт кризисов Малайзии (1997–1999), Кипра (2013–2015) и Исландии (2008–2011) показывает, что меры капитального контроля могут поддержать финансовую и макроэкономическую стабильность, несмотря на снижение доверия иностранных инвесторов, но только если вводятся на ограниченное время.
Обязательная продажа валютной выручки считается крайней мерой: искажает рыночные сигналы и в целом усложняет регулирование финансовой системы, провоцирует девальвационные настроения и, как следствие, подогревает инфляционные ожидания.
<...>