Вниманию нанимателей! О порядке установления квот и их выполнения |
В Беларуси вводится институт квотирования в целях расширения возможностей трудоустройства людей с инвалидностью и вовлечения в этот процесс наибольшего количества нанимателей, а также в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.06.2022 № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке установления квот и их выполнения» (далее — проект постановления) разработан в соответствии с п. 2 ст. 27 и п. 2 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения».
Проектом постановления утверждается Положение о порядке установления нанимателям квот для приема на работу инвалидов и их выполнения (далее — проект Положения).
Квоту для приема на работу инвалидов (далее — квота) предлагается устанавливать на очередной календарный год решениями местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения нанимателей ежегодно не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В связи со вступлением в силу 1 января 2025 г. предусмотрены переходные положения — установление квот для приема на работу инвалидов на 2025 год решениями местных исполнительных и распорядительных органов не позднее 15 апреля 2025 г.
Квота на очередной календарный год устанавливается нанимателям всех форм собственности, при списочной численности работников в среднем за январь — сентябрь текущего календарного года (далее — списочная численность работников) от 100 человек, за исключением общественных объединений инвалидов, их организационных структур и образованных ими коммерческих организаций, некоммерческих организаций, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Размер квоты будет составлять не более 4 % от списочной численности работников организации.
Установлению квоты будет предшествовать предварительная работа органов по труду, занятости и социальной защите по анализу:
· численности инвалидов, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих профессиональные и трудовые рекомендации;
· численности инвалидов, состоящих в трудовых отношениях;
· численности инвалидов, зарегистрированных безработными или обратившимися по вопросам трудоустройства;
· информации управления (отдела) по образованию о численности инвалидов, обучающихся на выпускных курсах учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
· потребности инвалидов в осуществлении трудовой деятельности;
· возможности трудоустройства инвалидов на свободные рабочие места (вакансии), размещенные в Общереспубликанском банке вакансий на информационном портале государственной службы занятости;
· предложений нанимателей о возможности выделения и (или) создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты.
Необходимо отметить, что проектом Положения заложен механизм партнерских взаимоотношений, основанный на учете взаимных интересов между местными исполнительными и распорядительными органами и нанимателями.
1. Проект решения по установлению квот будет разрабатываться на основании информации нанимателей о возможных сроках и количестве рабочих мест к выделению и (или) созданию в счет квоты.
2. При исчислении квоты в списочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или опасным) условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Крупным нанимателям, имеющим разветвленную сеть структурных подразделений по стране, предоставлено право самостоятельно распределять установленную квоту между обособленными подразделениями.
4. Установленная квота может быть изменена с учетом поступивших от нанимателей ходатайств о наступлении объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты.
5. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты может осуществляться нанимателями на основании как прямого обращения инвалидов к ним, так и по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Квота будет считаться выполненной нанимателем в случаях, если трудовые отношения оформлены в установленном порядке с инвалидами, численность которых не менее установленного нанимателю количества рабочих мест в пределах квоты.
6. Следует отметить, что в зачет квоты учитываются также инвалиды, которые состояли в трудовых отношениях с нанимателем до принятия решения местным исполнительным и распорядительным органом.
7. Также предлагается при трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считать выполненным в размере, кратном трем рабочим местам для трудоустройства инвалидов, инвалида II группы — двум рабочим местам.
В случае необоснованного отказа в приеме на работу инвалида, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной квоты, наниматель и (или) уполномоченное должностное лицо нанимателя привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами.
В некоторых странах за незаполнение квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Ряд государств стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации.
В развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке установления квот и их выполнения» потребуется принятие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, устанавливающего формы информации о списочной численности работников, численности работающих инвалидов, предложениях о возможных сроках и количестве рабочих мест к выделению и (или) созданию в счет квоты, уведомлений о сроках и количестве рабочих мест, выделяемых и (или) создаваемых для трудоустройства инвалидов, о наличии свободных рабочих мест (вакансий), выделенных и (или) созданных в счет квоты, о выполнении квоты, а также порядок их заполнения.
<...>