Взыскание долгов опять становится ритуальным «танцем с бубном» |
В соответствии с
Указом Главы государства от 23.07.2020 № 291 взыскивать в бесспорном порядке денежные средства с банковских счетов плательщиков на основании исполнительных надписей до конца этого года имеют право только органы принудительного исполнения в рамках исполнительных производств.
Указ исключает автоматическое исполнение оформленного на основании исполнительной надписи платежного требования взыскателя и дает возможность должнику в случае нарушения его прав своевременно обратиться в суд с заявлением о признании исполнительной надписи не подлежащей исполнению.
В ближайшее время ожидается принятие указа «О регулировании кредитных отношений, отношений финансовой аренды (лизинга)». Документ ограничит штрафы банков и лизинговых компаний за несвоевременное погашение долгов.
Проект указа не допускает «установление в кредитном договоре условий об уплате процентов за пользование кредитом в повышенном размере в случае невозврата (непогашения) кредитополучателем кредита в срок, а также взимание таких процентов».
При этом «неустойка (штраф, пеня) не может превышать суммы, рассчитанной исходя из величины неисполненного обязательства, умноженной на полуторакратный размер процентов за пользование кредитом, предусмотренных кредитным договором, и количество календарных дней, в течение которых не исполнено обязательство по кредитному договору».
В случае ненадлежащего исполнения в срок иных обязательств, вытекающих из кредитного договора, размер неустойки в год не может превышать по краткосрочным кредитам 20 % от суммы предоставленного кредита, по долгосрочным кредитам — 10 %.
Что касается договоров лизинга, то предполагается, что максимальный размер общей суммы лизинговых платежей не будет превышать стоимость предмета лизинга в 2 раза. В случае неисполнения денежных обязательств предельный размер суммы неустойки не может превышать половину суммы стоимости предмета лизинга.
Несоблюдение лизингополучателем срока исполнения обязательства по уплате лизингового платежа не более чем на 3 рабочих дня со дня наступления срока уплаты соответствующего платежа не является неисполнением им договора лизинга, говорится в проекте указа.
Не допускается также применение к лизингополучателю неустойки за досрочное расторжение договора и (или) досрочный возврат предмета лизинга по требованию лизингодателя.
В проекте указа оговаривается, что нормы документа не будут применяться при кредитовании с привлечением денежных средств от иностранных банков, имеющих целевое назначение иностранных и международных финансовых организаций, а также при консорциальном, синдицированном кредитовании с участием иностранных банков, иностранных и международных финансовых организаций.
<...>