Злободневные советы о безубыточности продаж и поиске источников роста прибыли |
В сложившейся в экономике ситуации руководству предприятия приходится принимать огромное количество управленческих решений, каждое из которых в конечном итоге сказывается на финансовом результате. Значительная роль в принятии таких решений отводится маржинальному анализу затрат, который основывается на соотношении «затраты-объем-прибыль» (Cost-Volume-Profit; СVР-анализ).
Расчет критического объема производства, определение оптимальной цены реализации продукции, оценка эффективности изменения технологии производства, обоснование необходимости принятия нового заказа — далеко не полный перечень задач, которые можно решить, применив методику маржинального анализа. Обладая достаточно разнообразным инструментарием, он позволяет проводить максимально точные расчеты и, следовательно, получать подлинную информацию.
Всем очевидно, что негативная тенденция роста затрат, как переменных, так и постоянных, говорит о неправильной политике регулирования и управления затратами.
При неизменности точки безубыточности можно расширить деятельность предприятия за счет повышения объема продаж. Но можно снизить критический объем продаж за счет снижения переменных расходов и увеличения отпускных цен, а также за счет поиска резервов снижения постоянных затрат.
Для полноты анализа важно рассчитывать запас финансовой прочности, который определяется по формуле: ЗФП = (Выручка – Точка безубыточности). Напомню, что при неблагоприятном изменении рыночной конъюнктуры предприятие может значительно снизить свою выручку, прежде чем достигнет точки безубыточности.
Важным элементом маржинального анализа является операционный рычаг, показывающий уровень предпринимательского риска. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи обязательно приводит к более сильному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага будет зависеть от величины постоянных расходов: чем выше уровень постоянных расходов, тем больше сила воздействия операционного рычага. Эффект операционного рычага рассчитывается по формуле: ЭОР = Маржинальная прибыль / прибыль от продаж.
При благоприятной конъюнктуре рынка высокое значение операционного рычага позволяет предприятию увеличивать прибыль. Однако в условиях экономической нестабильности, при снижении платежеспособного спроса высокое значение операционного рычага значительно ухудшает финансовые результаты предприятия. Это связано с тем, что каждый процент снижения выручки приводит к еще большему падению прибыли и вхождению предприятия в зону убытков.
<...>