8 секретов составления бюджета внедрения CRM-системы |
Как и любой другой проект, внедрение CRM-системы зависит от одного важного документа — бюджета CRM. Чтобы составить подобный бюджет, вы должны, по крайней мере, охватить пять предметных областей и продумать статьи расходов, о которых обычно все забывают.
Возврат на инвестиции. Вы должны точно знать, каким образом CRM начнет приносить прибыль вашей компании. CRM-система заточена на управление продажами и клиентской базой. Начав систематизировать процессы продаж и грамотно использовать данные о покупателях, вы сможете отбить все вложения в ее внедрение.
Управление рисками. Вообще, в любом проекте должно быть управление рисками. В случае внедрения CRM, мы говорим о человеческом факторе, сроках, стоимости и управленческих решениях. В зависимости от конкретной компании, риски будут варьироваться.
Дополнительные услуги. Если вдруг ранее вы не имели опыта внедрения CRM в свой бизнес или бизнес клиента (в случае если вы консультант или интегратор), легко упустить из вида потребность в дополнительных услугах. Такими услугами могут быть сопровождение и перенос данных, техническая поддержка, обучение персонала, разработка дополнительных модулей и виджетов.
Технология. Выбор неправильной CRM-технологии, будь то аппаратное или программное обеспечение, также сильно влияет на ваш бюджет. Сей факт заключается не только в том, что нужно модернизировать или полностью поменять неподходящее оборудование, которое устарело или не подошло вашим сотрудникам. Смена бюджета является негативным фактором для каждой из сторон. Однако теперь у вас есть преимущество ретроспективного анализа, поскольку вы пересматриваете весь проект с нуля. Многие стандартные CRM-системы включают в себя лишь ограниченную или базовую поддержку. За расширенный пакет поддержки нужно доплачивать, например, за круглосуточную техподдержку.
Внедрение. Есть три пути внедрения CRM-системы: самостоятельно, с помощью консультанта или с компании-интегратора.
При самостоятельном внедрении вы сами решаете сколько средств заложить в премии вашим сотрудникам либо проектному персоналу, который не работает у вас на постоянной основе. Внешний консультант работает dусловиях ранее оговоренных в контракте и в большинстве случаев лишь сопровождает проект и помогает с созданием документации. Интегратор оценивает проект в целом и рассчитывает конечную стоимость, исходя из стоимости рабочего часа (хотя это не единственная методика).
Многие поставщики CRM работают по контракту сроком не менее 1 года без возможности возврата части расходов, если контракт расторгнут досрочно. Рекомендуем обратить внимание на поставщика, который может предложить более краткосрочный договор, бесплатный период использования системы или пилотное внедрение.
Подушка безопасности. Желательно иметь порядка 20-30% бюджета «про запас». Совсем необязательно, что вы будете его тратить, но подстраховаться стоит.
Основные статьи расходов, о которых часто забывают
...
Продолжение в статье.
<...>