Анализ источников стартового капитала белорусских компаний |

Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Номер № 10/2019
Количество просмотров 84
Автор кредитование, кредитование, развитие, развитие, бизнес бизнес

17 октября в Минске состоялась конференция и «Механизм частичных кредитных гарантий при финансировании МСП». Эсперт по гарантийным фондам IFC Джеймс Хаммерсли представил результаты исследования, проведенного Международной финансовой корпорацией.

В исследовании, которое проводилось около 9 месяцев, приняли участие более 700 малых и средних предприятий Беларуси. Полученные данные позволили сделать некоторые неожиданные для нас и IFC выводы.

Согласно полученным данным, в Беларуси около 35% частных компаний были основаны после привлечения средств у родственников, друзей и знакомых. И это только те компании, которые действуют до сих пор, то есть смогли как-то развиться и закрепиться на рынке.

Для Европы подобный источник финансирования малого и среднего предпринимательства вообще нонсенс. «Удивительно», — только и смог сказать по этому поводу Джеймс Хаммерсли.

Ассоциация белорусских банков (АББ) и Международная финансовая корпорация (IFC) заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее реализацию консультационного проекта по обеспеченным сделкам и реестру обременений в Беларуси. Документ подписали председатель Ассоциации белорусских банков Александр Кучинский и глава представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.

«Основная цель проекта — расширить доступ к финансированию для микро-, малых и средних предприятий в Беларуси путем развития правовых и институциональных основ обеспеченных сделок», — отметил Александр Кучинский.

Согласно данным исследования, из ныне существующих МСП нуждаются в финансировании около 25%. Из них только 32% готовы обратиться в банки за получением кредита.

Банки также заинтересованы в привлечении новых клиентов со стороны МСП и готовы выдавать им кредиты, но есть несколько нюансов, затрудняющих весь процесс. В ходе исследования банкиры назвали ряд проблемных вопросов, которые требуют решения. Это финансовое положение заемщиков, ликвидность залогового обеспечения и макроэкономические риски. Некоторые банки признались, что неохотно идут на выдачу кредитов в белорусских рублях, хотя, казалось бы, национальная валюта в последнее время довольно стабильна. По всеобщему признанию, рынку сегодня необходим принципиально новый кредитный продукт, который банкиры могли бы предложить МСП без обеспечения, а под гарантии, например, Фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Размер гарантии одному субъекту не может превышать 70% суммы льготного кредита, в том числе микрокредита, и 30% средств, предусмотренных фонду на предоставление гарантий в течение финансового года. Гарантия не распространяется на проценты за пользование льготным кредитом, в том числе микрокредитом, и плату за пользование льготным кредитом, в том числе микрокредитом, в соответствии с кредитным договором, иные обязательства, вытекающие из кредитного договора, а также издержки банка по получению исполнения обязательства.

Плата за гарантию

Субъект малого предпринимательства, являющийся кредитополучателем, перечисляет фонду плату за предоставление гарантии в размере 5% от суммы предоставленной гарантии.

Гарантии выдаются (в том числе начинающим):

  • индивидуальным предпринимателям;

  • микроорганизациям (коммерческим до 15 человек);

  • малым организациям (коммерческим от 16 до 100 человек);

Финансовая поддержка не оказывается организации, если:

  • у той имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

  • у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

  • снижение у него объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) в два и более раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

  • наличие у субъекта просроченной задолженности перед банками, подтверждаемой кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

  • у этого субъекта, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

  • у субъекта имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

  • отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Самые популярные в Беларуси источники «стартового капитала»:

  • накопить самому;

  • занять у родственников и друзей;

  • привлечь средства партнеров и соучредителей;

  • обратиться за поддержкой к бизнес-ангелам;

  • запустить бизнес без стартового капитала;

  • взять кредит в банке;

  • получить государственную помощь (госгарантию);

  • привлечь народные средства (краудфандинг).

Каждый из путей имеет свои достоинства и недостатки. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Плата за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды вырастет в 2 раза

В переводе на нормальный язык власти планируют увеличить плату за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды для производителей (поставщиков) в 2 раза — с 180 BYN за тонну пластика до 360 BYN. Сделать это собираются чтобы предприятиям стало дорого откупаться от Оператора вторичных материальных ресурсов — учреждения, которое занимается в Беларуси сбором, сортировкой и прочими операциями с ВМР, и они сами этим занялись. И таким образом страна увеличит объемы переработки пластика.

2. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

3. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

4. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

5. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.