Анализ источников стартового капитала белорусских компаний |

Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Номер № 10/2019
Количество просмотров 126
Автор кредитование, кредитование, развитие, развитие, бизнес бизнес

17 октября в Минске состоялась конференция и «Механизм частичных кредитных гарантий при финансировании МСП». Эсперт по гарантийным фондам IFC Джеймс Хаммерсли представил результаты исследования, проведенного Международной финансовой корпорацией.

В исследовании, которое проводилось около 9 месяцев, приняли участие более 700 малых и средних предприятий Беларуси. Полученные данные позволили сделать некоторые неожиданные для нас и IFC выводы.

Согласно полученным данным, в Беларуси около 35% частных компаний были основаны после привлечения средств у родственников, друзей и знакомых. И это только те компании, которые действуют до сих пор, то есть смогли как-то развиться и закрепиться на рынке.

Для Европы подобный источник финансирования малого и среднего предпринимательства вообще нонсенс. «Удивительно», — только и смог сказать по этому поводу Джеймс Хаммерсли.

Ассоциация белорусских банков (АББ) и Международная финансовая корпорация (IFC) заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее реализацию консультационного проекта по обеспеченным сделкам и реестру обременений в Беларуси. Документ подписали председатель Ассоциации белорусских банков Александр Кучинский и глава представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.

«Основная цель проекта — расширить доступ к финансированию для микро-, малых и средних предприятий в Беларуси путем развития правовых и институциональных основ обеспеченных сделок», — отметил Александр Кучинский.

Согласно данным исследования, из ныне существующих МСП нуждаются в финансировании около 25%. Из них только 32% готовы обратиться в банки за получением кредита.

Банки также заинтересованы в привлечении новых клиентов со стороны МСП и готовы выдавать им кредиты, но есть несколько нюансов, затрудняющих весь процесс. В ходе исследования банкиры назвали ряд проблемных вопросов, которые требуют решения. Это финансовое положение заемщиков, ликвидность залогового обеспечения и макроэкономические риски. Некоторые банки признались, что неохотно идут на выдачу кредитов в белорусских рублях, хотя, казалось бы, национальная валюта в последнее время довольно стабильна. По всеобщему признанию, рынку сегодня необходим принципиально новый кредитный продукт, который банкиры могли бы предложить МСП без обеспечения, а под гарантии, например, Фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Размер гарантии одному субъекту не может превышать 70% суммы льготного кредита, в том числе микрокредита, и 30% средств, предусмотренных фонду на предоставление гарантий в течение финансового года. Гарантия не распространяется на проценты за пользование льготным кредитом, в том числе микрокредитом, и плату за пользование льготным кредитом, в том числе микрокредитом, в соответствии с кредитным договором, иные обязательства, вытекающие из кредитного договора, а также издержки банка по получению исполнения обязательства.

Плата за гарантию

Субъект малого предпринимательства, являющийся кредитополучателем, перечисляет фонду плату за предоставление гарантии в размере 5% от суммы предоставленной гарантии.

Гарантии выдаются (в том числе начинающим):

  • индивидуальным предпринимателям;

  • микроорганизациям (коммерческим до 15 человек);

  • малым организациям (коммерческим от 16 до 100 человек);

Финансовая поддержка не оказывается организации, если:

  • у той имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

  • у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

  • снижение у него объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) в два и более раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

  • наличие у субъекта просроченной задолженности перед банками, подтверждаемой кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

  • у этого субъекта, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

  • у субъекта имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

  • отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Самые популярные в Беларуси источники «стартового капитала»:

  • накопить самому;

  • занять у родственников и друзей;

  • привлечь средства партнеров и соучредителей;

  • обратиться за поддержкой к бизнес-ангелам;

  • запустить бизнес без стартового капитала;

  • взять кредит в банке;

  • получить государственную помощь (госгарантию);

  • привлечь народные средства (краудфандинг).

Каждый из путей имеет свои достоинства и недостатки. 

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».