БВФБ планирует ввести в обращение инструменты зеленого финансирования |
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) реализует проект по созданию универсальной зеленой торговой платформы для обращения инструментов зеленого финансирования, включая квоты на выбросы парниковых газов. Об этом сообщил председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя.
«Мы хотим с минимальными временными и финансовыми издержками создать на базе биржи универсальную зеленую торговую платформу, способную обеспечить обращение как традиционных инструментов зеленого финансирования, основанных на эмиссии облигаций, так и нового класса биржевых продуктов — это квоты на выбросы парниковых газов», — рассказал Аухименя порталу «Нефтехимия».
По его словам, на зеленой торговой платформе БВФБ будут представлены все финансовые продукты и услуги, в том числе банков, лизинговых компаний, микрофинансовых организаций, страховых компаний и других субъектов финансового рынка Беларуси.
Аухименя отметил, что инфраструктура для реализации проекта уже готова — БВФБ располагает эффективной репозитарной (депозитарной) и расчетно-клиринговой системами с высокими адаптационными свойствами, достаточными для быстрого запуска новых и нестандартных инструментов.
На первом этапе в рамках платформы планируется организовать торги зелеными облигациями. В июле 2023 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг», которые значительно расширили спектр допустимых видов облигаций, а также потенциальный круг участников торгов на фондовой бирже.
«Применительно к рынку зеленого финансирования эмитенты смогут выпускать облигации, предполагающие стандартную процедуру госрегистрации, и биржевые облигации, регистрация которых осуществляется БВФБ», — рассказал Аухименя.
На втором этапе в рамках формирования универсальной зеленой торговой платформы БВФБ планирует организовать торговлю квотами на выбросы парниковых газов.
Предполагается использовать международный опыт углеродного регулирования, в частности, системы квотирования выбросов, работающей по принципу cap-&-trade. По данной схеме страны рассчитывают общий объем своих выбросов, ставят цели по срокам достижения углеродной нейтральности (объем выбросов равен объему поглощения) и формируют график сокращения выбросов по годам. Объем распределяется регулирующим органом (в Беларуси это Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды) между компаниями — эмитентами парниковых газов. Если компания сократила выбросы и не выбрала квоту, то может продать ее излишки на рынке. Когда выбросы компании превысили бесплатно выделенную квоту, она должна докупить ее. Таким образом, в снижении углеродного следа появляется рыночный механизм.
«Пул потенциальных зеленых инвесторов — банки Беларуси, профессиональные участники рынка ценных бумаг, международные организации, промышленные предприятия, физические лица. Сегодня на бирже уже более 350 прямых участников торгов и около 90 тыс. клиентов, работающих при посредничестве участников торгов», — отметил Аухименя.
По его словам, перспективы развития сектора зеленых финансовых инструментов во многом связаны с привлечением на внутренний рынок мировых финансовых институтов, которые уже осуществляют инвестирование в зеленые проекты. «Важнейшей составляющей успешного развития нового сегмента является скорейшее создание национальной системы зеленого финансирования, проект которой уже подготовлен рабочей группой», — подчеркнул Аухименя.
В 2021 году представители БВФБ вошли в состав межведомственной рабочей группы по развитию зеленого финансирования в Беларуси. Биржа включена в состав рабочей группы высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций государств — членов ЕАЭС в рамках климатической повестки. В 2022 году БВФБ подготовила проект плана мероприятий по созданию универсальной зеленой торговой платформы. В торговой системе БВФБ был проведен аукцион по размещению дебютного выпуска государственных зеленых облигаций на сумму 5 млрд рос. руб.
От редакции:
Мировое сообщество признало, что переход к «зеленой» экономике тесно связан с развитием устойчивого финансирования, то есть для поддержания устойчивого роста необходимо разработать принципы устойчивого финансирования и мобилизовать необходимое финансирование. Поставлена амбициозная цель: будущее с низким уровнем выбросов парниковых газов к 2050 году.
Все больше стран мира реализуют различного рода программы в области устойчивого финансирования для достижения углеродной нейтральности, принимая во внимание, что этот вид финансирования является одним из фундаментальных условий для обеспечения устойчивого развития. Тем не менее, существует значительный пробел в финансировании борьбы с изменением климата, внедрения практики «зеленых» финансов и концепции экологизации финансовой системы до глобального уровня даже на уровне G20.
Ежегодные обязательства развитых стран в размере 100 млрд долл. США, сделанные десять лет назад, остаются на прежнем уровне. Повестка дня ООН на период до 2030 года призывает к трансформационным изменениям и инновациям.
Финансирование является основополагающим условием реализации действий, необходимых для достижения целей Национальной стратегии устойчивого развития. Инвестиции в устойчивую к изменению климата инфраструктуру и будущее с низким уровнем выбросов углерода, в том числе в рабочие места в низкоуглеродном секторе, могут привести к созданию значительного количества рабочих мест в краткосрочной перспективе, одновременно повышая социально-экономическую и экологическую устойчивость. «Зеленое» восстановление может также открыть возможности для женщин и молодежи получить доступ к новым навыкам и лучшей работе, одновременно сокращая неформальную занятость.
<...>