Что выбрать: лизинг персонала, аутстаффинг или аутсорсинг |
Автор Александр Шевцов, юрист Александр Шевцов, юрист
Количество просмотров 31
Автор затраты, затраты, управление предприятием, управление предприятием, аутсорсинг, аутсорсинг, аутстаффинг аутстаффинг
Что выбрать: лизинг персонала, аутстаффинг или аутсорсинг

В некоторых случаях нанимателю для выполнения определенной работы гораздо выгоднее и проще привлечь сторонних работников, чем вводить в штат своей организации дополнительных сотрудников. При этом рациональное использование трудовых ресурсов в значительной степени способствует повышению эффективности работы действующих организаций, а предоставление персонала представляет собой один из самых известных способов оптимизации налогообложения.

Рассмотрим особенности форм предоставления персонала, необходимость выбора нужной формы в той или иной ситуации, регулирование отношений сторон при предоставлении персонала, а также рекомендуем, как именно следует отразить эти услуги, чтобы налоговые органы не смогли предъявить претензии.

Формы предоставления персонала

Основной целью руководителя и финансовой службы любой организации является сокращение издержек. Как правило, высокая часть расходов приходится на выплаты работникам предприятия. К ним можно отнести расходы в фонд заработной платы труда, обязательные страховые взносы по страхованию и т.д.

Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» в редакции Закона от 28.07.2003 № 232-З (далее — Закон №138-XIII) размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

·              для работодателей — 28%;

·              для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции, — 24%;

·              для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров — 5%;

·              для физлиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха — 29%;

·              для работающих граждан — 1%.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6% (ч. 2 ст. 3 Закона №138-XIII).

Важным инструментом, позволяющим оптимизировать и более точно спланировать затраты организации в такой части расходов, является предоставление персонала.

В настоящее время в белорусских предприятиях начинает применяться использование заемного труда внештатных работников. В зависимости от технологии управления персоналом различают:

·              лизинг персонала;

·              аутстаффинг;

·              аутсорсинг.

При этом все вышеуказанные понятия основаны на отношениях трех сторон:

·              основной организации — заказчика;

·              организации — провайдера со штатом сотрудников для последующего их предоставления организации — заказчику (в большинстве случаев такими организациями являются кадровые агентства);

·              самих работников, оформленных в организации — провайдере, но выполняющих должностные обязанности у нанимателя основной организации — заказчика.

Схематически эти отношения можно изобразить следующим образом.

шевцов.jpg

Нормативное регулирование

С юридической точки зрения само название «аренда персонала» применять нельзя, а термин «лизинг персонала» при заключении договоров нужно использовать очень осторожно. Согласно ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) объектом договора финансовой аренды (лизинга) может быть только имущество, которое лизингодатель обязуется приобрести в собственность у определенного лизингополучателем продавца, а не человек или его рабочая сила. Таким образом, в договоре употреблять словосочетание «лизинг персонала» или «аренда персонала» некорректно.

По подобной причине нельзя передать работников в «заем», что иногда применяется в строительных организациях. Ведь согласно ч. 1 п. 1 ст. 760 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Безусловно, работники имуществом или вещью не являются, поэтому в деловой практике, говоря об аутстаффинге или лизинге персонала, следует употреблять словосочетание «услуги по предоставлению, найму персонала». В этом случае организация-заказчик обеспечивается необходимыми трудовыми ресурсами при помощи услуг сторонней организации- провайдера.

На данный момент законодательство не содержит нормативных документов, прямо регулирующих подобные отношения. ГК не предусматривает такой вид договора, как договор о предоставлении персонала. В то же время гражданское законодательство предоставляет свободу в заключении договора (п. 1 ст. 391 ГК) и право сторонам заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор) (п. 2 ст. 391 ГК). Тем более что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юрлиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 п. 1 ст. 7 ГК). В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему (подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 ГК).

По своей сути предоставление персонала можно отнести к возмездному оказанию услуг (глава 39 ГК). По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК).

Вместе с тем сторонами трудового договора являются наниматель и работник (абз. 5 ч. 1 ст. 1 ТК), а трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (абз. 4 ч. 1 ст. 1 ТК). По этой причине между нанимателем организации-заказчика и предоставленными работниками трудовой договор не может быть заключен по той причине, что эти работники не состоят в штате организации-заказчика.

Следует заметить, что абз. 10 ч. 3 п. 1.4 ст. 117 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) содержит понятие «услуги по предоставлению, найму персонала», п. 2.3 ст. 172 НК — «услуги по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности», а п. 1.12.6 ст. 189 НК — «доходы по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, а также по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь».

Основные отличия лизинга персонала, аутстаффинга и аутсорсинга

Разница между лизингом персонала, аутстаффингом и аутсорсингом существует, и для того, чтобы не ошибиться в выборе оптимизации своих доходов и расходов, а главное — исключить трения с налоговой инспекцией, нужно четко понимать, в чем различие между подобными услугами, предоставляемыми специализированными организациями.

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

2. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

3. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.