Доклад TRACE Bribery Risk Matrix 2020: без взяток делать бизнес в Беларуси практически невозможно?

Доклад TRACE Bribery Risk Matrix 2020: без взяток делать бизнес в Беларуси практически невозможно? |

Количество просмотров 951
Автор бизнес-климат, бизнес-климат, Беларусь, Беларусь, коррупция, коррупция, рейтинг рейтинг

Экономист Ярослав Романчук прокомментировал новый доклад 2020 TRACE Bribery Risk Matrix, который посвящен оценке рисков взяточничества в бизнесе.

Вышел новый  доклад 2020 TRACE Bribery Risk Matrix. Из 194 стран мира Беларусь заняла 125-ое место с результатом 54 балла по шкале от «1» (наименьшие риски взяточничества) до «100» (самые высокие риски). Для сравнения: в 2019 года Беларусь была на 108-м месте с показателем 55 баллов, пишет известный экономист Ярослав Романчук.

Два авторитетных борца за честность бизнеса TRACE и Rand однозначно подтверждают диагноз: без взяток делать бизнес в Беларуси практически невозможно. Все повязано, поделено, сковано и застолблено. Не помажешь – не поедешь, особенно если речь идет о сколь-нибудь значимом производстве. И все это в рамках всеохватывающей государственной собственности, сверхцентрализации системы управления, деятельности десятков контрольных, специальных служб.

Представители номенклатурно-силовых связей плотно присосались к ресурсным, финансовым потокам бюджета, государственных коммерческих предприятий и банков. Фирмы-пылесосы взяли в плотное кольцо заводы и фабрики, лишив их управленческой и финансовой самостоятельности. Посредники-решалы выстроили изощренный схематоз: сговор руководителей концернов, холдингов, министерств, исполкомов с директоратом с одной стороны, силовиками с другой.

Пишут прожекты/бизнес планы, пробивают бюджетные линии, вносят своих фаворитов в государственные инвестиционные программы, встраивают своих в цепочки поставок сырья, оборудования, комплектующих, навязывают своих производителей услуг, «сидят» на сбыте через своих людей в торговых домах и других повязанных общими интересами цепочках – кладут себе в карман вне зависимости от того, с прибылью предприятия или в убытках. 

Весь белорусский схематоз прикрывают политкорректными PR-лозунгами: «полная занятость», «социальная защита населения», «не позволим распродать страну», «развитие регионов», «импортозамещение», «инновационное развитие», «диверсификация экономики», «укрепление системы экономической безопасности».

По факту реализуется разрушительный для Республики Беларусь принцип «приватизация прибыли, национализация убытков». Плевать, что убыточны огромные государственные инвестиционные программы (деревообработка, нефтепереработка, металлургия, целлюлоза, картон, цемент, машиностроение, электроника, ткани, сукно и т.д.) «Свои» люди давно положили себе в карман освоенные за многие годы миллиарды долларов. Деньги спрятаны в кэше и в офшорах. Ждут своего часа, когда за бесценок можно будет скупить те государственные предприятия, которые они нещадно и бессовестно «доили» десятилетиями. 

Беларусь находится в зоне высоких коррупционных рисков со своими партнерами по интеграции. Россия – на 127-м месте, Казахстан – на 123-м, Кыргызстан – на 130-м, Узбекистан – на 150-ом. Еще один партнер - Китай, соседствует с Беларусью, на 126-м месте. Украина начинает чуточку поднимать голову из болота коррупции. Она оказалась на 98-м месте (в прошлом году она была на 122-м месте). Небольшие изменения явно не гарантируют Украине успех в борьбе с коррупцией. Нереформированная судебная система, всеохватывающее государственное регулирование, всепроникающий интервенционизм, в том числе в финансовом, налоговом, таможенном трудовом и торговом законодательстве, зацементировали коррупцию.

Самой честной страной в мире стала Дания. В ней риски взяток в бизнесе равны нулю. Скандинавские и англосаксонские страны, с неизменно высоким уровнем политических, гражданских, личных и экономических свобод занимают ведущие позиции в Топ-20 стран без взяток. Во всех них частная собственность – фундамент развития. Нет ни одного успешного примера, когда бы распорядители чужого в режиме государственной собственности, торгового протекционизма, номенклатурного управления инвестициями и потреблением, создали бы эффективную экономику, без взяток, откатов и коррупции. 

Схематоз в Беларуси, низкое качество регулирования и управления, захват контроля над государственными ресурсами, активами и финансовыми потоками номенлатурно-силовыми кланами – все это снижает темпы роста экономики на 2-3% ВВП в год. Будь Беларусь в Топ-30 самых некоррумпированных, наш ВВП в 2020 году уже был бы 120 – 140 млрд доллларов, а производительность труда позволяла бы спокойно выйти на среднюю зарплату выше 1000 долларов в месяц. 

Проблему взяток, откатов и канализации государственных ресурсов в карманы распорядителей и потребителей чужого не решишь без глубокой реформы структуры собственности, освобождения производителей товаров и услуг от пут регулирования и бюрократических хотелок. Любые другие предложения - совершенствование управления, улучшение системы контроля, ужесточение ответственности при сохранении модели Совок/Госплан – это всего лишь подготовка к новым коммерческим схемам главных выгодополучателей ЗАО «Беларусь».

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Думали обхитрить? Налогообложение цифровых активов в России с 1 января 2021 года

Россия недавно включилась в гонку регулирования криптовалют. Рассмотрим нюансы Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и российский закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Личные финансы: Совмин определил, кому из владельцев частных домов положены льготы на электричество для отопления

Постановлением Совмина от 16.01.2021 № 16 определены критерии малообеспеченности и социальной уязвимости, которые используют, чтобы возместить часть расходов на проведение электроснабжения для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Также определен перечень доходов собственника жилья и членов его семьи, которые участвуют в определении среднедушевого дохода.

3. Разъяснение Минэкономики о начислении амортизации и проведении переоценки в 2021 году

С 1 января 2021 г. начисление амортизации проводится в обычном порядке, проведение переоценки основных средств — по усмотрению организации. В 2020 году амортизацию разрешили не начислять для преодоления негативных последствий пандемии. Теперь срок действия такого права истек, в дальнейшем начисление амортизации производится в общеустановленном порядке.

4. Мнение: Изоляция российской экономики может привести к ее «сжатию» в несколько раз

Остановка внешнеэкономической деятельности для России грозит фатальными последствиями, поскольку экономика во много зависит от экспорта. Такая изоляция может привести к сжатию российской экономики в несколько раз. Российская экономика сильнейшим образом интегрирована в мировую. Такие отрасли как энергетика, нефтегазовая, нефтегазохимия, металлургия, во многом и машиностроение просто остановятся, если у исчезнет возможность экспортировать.

5. Белорусские банки завершили 2020 год ростом прибыли

Чистая прибыль коммерческих банков за декабрь достигла 201,3 млн. BYN, и это при том, что по итогам предыдущих 11 месяцев 2020 года прибыль банков составила всего 943,8 млн. BYN. Согласно оперативным данным чистая прибыль белорусских коммерческих банков Беларуси по итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом выросла на 70,7 млн. BYN и составила 1,145 млрд. BYN.

6. Стоит ли опасаться резкого роста цен на автомобильное топливо в Беларуси

Аналитик "Белрынок" Татьяна Маненок в статье "Белорусские власти опасаются резкого роста цен на автомобильное топливо" пишет: "Для Беларуси новые условия импорта российской нефти неизбежно приближают ее цену к мировой, а вслед за этим – и внутренние цены на автомобильное топливо до уровня таких же стран-импортеров нефти. Однако белорусские власти, чтобы избежать социальной напряженности по столь чувствительному для населения вопросу, пытаются сдержать ценники."