Инструменты внутреннего финансового контроля при запуске в производство новой продукции |
При запуске в производство новой продукции (услуги) или любых значимых оргизменениях, внутренних реформах и т.д., любое предприятие нуждается в жестком подходе к анализу этих инициатив, расчете ключевых показателей эффективности и прогнозировании влияния на бюджет и структуру компании.
Наличие эффективной системы финансового контроля является гарантом корректности проведения финансовых операций, постоянного объективного отражения отклонений фактических ключевых значений выручки и себестоимости от основной деятельности, сигнализирует о возможных сценариях развития, предупреждает управленческие решения, которые могут привести к негативным финансовым последствиям. Финансовый контроль за коммерческой деятельностью как контроль за формированием, распределением и использованием операционных фондов денежных средств, связанных с коммерческой деятельностью, приобретает новый более высокий статус в управлении финансами крупных компаний.
Система внутрикорпоративного финансового контроля за коммерческой деятельностью включает сложный и взаимосвязанный комплекс видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, процедур и контрольных действий. Особое место в системе рассматриваемого финансового контроля отводится инструментарию контрольных мероприятий, которые позволяют оценивать степень приближения к поставленным целям.
Инструменты внутрикорпоративного финансового контроля обусловлены характерными особенностями компании как экономического института, а именно:
-
многоуровневой финансовой организационной структурой;
-
широкой географией сбыта продукции;
-
развитой филиальной сетью;
-
масштабными капиталовложениями.
Бюджет является одним из ключевых инструментов финансового контроля, определяющим надстройку и архитектуру остальных приемов и методов финансового контроля. Бюджет представляет собой финансовый план на годовой период, утверждаемый акционерами и формируемый для эффективного достижения стратегических ориентиров, управления результативностью компании и координации всех функций. Отправной точкой формирования бюджета и, соответственно, бюджетного процесса, является разработка и обновление финансово-экономической стратегии. В свою очередь бюджет выступает основой для большинства систем финансового контроля. Имея единую количественную основу, финансовые планы позволяют сравнивать результативность различных подразделений, уровней и всей организации в целом, в том числе и в разные периоды времени.
Бюджеты позволяют упрвленческому составу, во-первых, координировать ресурсы и проекты, во-вторых, определять стандарты и плановые показатели во всех системах контроля, в-третьих, обеспечивают возможность оценки выполнения поставленных задач и достижения запланированных целей.
Часто применяемым инструментом внутрикорпоративного финансового контроля является внедренная в компании система контроллинга, которая выступает как комплексная система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности по управлению финансами. Конкретные приемы контроллинга зависят от горизонта бюджетирования и интервала планирования. Основные задачи контроллинга заключаются в консультировании планирующих подразделений, предоставлении в их распоряжение информации и инструментов планирования, проведении согласования отдельных планов и воздействия на достижение целей планирования.
Инструментом финансового контроля также является внутренний аудит, в компетенцию которого входит ответственность за корректность отражения финансовых операций, фактов признания выручки, правильного распределения выручки между структурными единицами, сегментами, многокомпонентными продуктами.
Перечисленные инструменты финансового контроля охватывают контрольные мероприятия, касающиеся всех составляющих финансовой системы компании. Вместе с тем инструменты контроля, ограниченные областью коммерческой деятельности, отличаются от соответствующих приемов и методов обобщенного всеобъемлющего финансового контроля и характеризуются приоритетной направленностью контрольных мероприятий на выполнение выручки от основной деятельности и операционной прибыли.
К специфическим инструментам финансового контроля за коммерческой деятельностью можно отнести ...
Подробнее читайте в статье.
<...>