Изъятие денежных средств со счетов физлиц и юрлиц: 2020 год крысы |
Банковские счета, на которые поступали денежные средства от кампании BY_help, начали блокировать в ноябре.
В Следственном комитете прокомментировали, что речь идет об аресте средств, которые «поступали в страну для финансирования протестных акций» в рамках уголовного дела, возбужденного еще 19 августа 2020 г. (публичная информация об этом уголовном деле появилась только в середине октября - прим. редакции).
Блокировка средств на счетах граждан увязывается с уголовным делом «по факту умышленных действий гражданки Тихановской С. Г., баллотировавшейся на пост президента Республики Беларусь, и иных лиц, которые с августа 2020 г., находясь на территории Республики Беларусь и за ее пределами, распространили публичные призывы к захвату государственной власти, совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь…».
В постановлении Начальника управления по расследованию преступлений против интересов службы и порядка исполнения воинской обязанности главного следственного управления центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь также сказано, что «в целях пресечения и предупреждения дальнейшей преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых по уголовному делу и обеспечения специальной конфискации средств совершения преступления, руководствуясь ст. 132 УПК Республики Беларусь, постановил наложить арест на счета в банках Республики Беларусь (24 коммерческих банка и Банк развития), на денежные средства (независимо от валюты и суммы поступления), поступившие и поступающие: со счета хххххх в банке «BARCLAYS BANK UC PLC» Великобритания; от Леончика Алексея Леонидовича (Leonchik Alexey)». Обращаем внимание, что Генеральный прокурор Республики Беларусь в рамках этого уголовного дела поставил визу «Наложение ареста на имущество САНКЦИОНИРУЮ».
В банках, в свою очередь, уточняют, что речь идет о блокировке суммы полученной помощи, об аресте других средств речи не идет. Юристы обращают внимание, что в настоящее время нормы права работают выборочно, и стороны отчетливо это понимают, так как, со слов получателей денежных средств, «со счетов списали», то есть, выражаясь термином ст. 132 УПК, «изъяли», несмотря на то что в постановлении Следственного комитета сказано только про арест.
Как следует понимать в такой ситуации нормы Банковского кодекса?
Статья 127 БК упоминает только арест денежных средств и имущества, а ст. 131 БК гласит, что конфискация денежных средств допустима только по постановлению суда о конфискации или вступившего в законную силу приговора суда. Хотя формулировка п. 7 ст. 132 смешивает понятия «наложение ареста на имущество», «изъятие имущества» и «передача его на хранение», следует анализировать законодательство целиком. Статья 132 УПК «Наложение ареста на имущество» гласит: «1. В целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, взыскания дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий, специальной конфискации орган, ведущий уголовный процесс, вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. 2. Органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, прокурором или его заместителем, судом может быть наложен арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, для проверки его фактической принадлежности, источников происхождения и законности отчуждения, если есть достаточные основания полагать, что это имущество было отчуждено подозреваемым, обвиняемым в целях сокрытия принадлежности или источников происхождения такого имущества либо для финансирования террористической деятельности, терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступной организации, распространения или финансирования распространения оружия массового поражения. 3. Арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, налагается на время предварительного расследования и (или) судебного разбирательства».
Далее п. 13 ст. 132 УПК установлено, что «при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и (или) во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, а также на электронные деньги расходные операции с ними, если иное не установлено законодательными актами, прекращаются в полном объеме либо в пределах сумм, определяемых органом, ведущим уголовный процесс, что должно быть отражено в постановлении (определении) о наложении ареста на имущество».
Пунктом 15 указанной статьи предусмотрено, что изъятие на хранение арестованных денежных средств, находящихся на счетах и (или) во вкладах (депозитах) в банках и НКФО, осуществляется на счета органа, ведущего уголовный процесс, предназначенные для хранения денежных средств. В середине ноября на обращения граждан в главном следственном управлении центрального аппарата Следственного комитета уточнили, что так как причина ареста денежных средств на счете — постановление СК в связи с расследованием уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 361 ч. 3 УК (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь), то «арестованные денежные средства поступили для материального стимулирования протестных акций в Республике Беларусь от лиц, являющихся подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовному делу, в связи с чем по ст. 461 УК подлежат специальной конфискации как средства совершения преступления». Статья 461 УК появилась только в прошлом году, и пока нет большой практики ее применения, однако в ней установлено следующее: «При совершении преступления подлежат специальной конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства: имущество, добытое преступным путем или приобретенное на средства, добытые преступным путем; доход, полученный от использования этого имущества, а также предметы преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; орудия и средства совершения преступления, принадлежащие лицу, совершившему преступление; вещи, изъятые из оборота».
В данном контексте необходимо обратить внимание на процессуальные нарушения норм УК и УПК. В постановлениях о наложении ареста не содержится решения о «специальной конфискации», так как, очевидно, не хватает вступившего в силу решения суда. Пункт 10 ст. 132 УПК при наложении ареста на средства их собственникам требует вручения копии постановления, чего сделано не было, и само постановление должно носить персонифицированный характер.
В связи с огромным резонансом этого дела в последние дни звучат разговоры о механизмах отключения от SWIFT. Отключение целой страны от SWIFT является одной из крайних санкций и фактически означает почти полное отключение от мировой финансовой системы. Ранее в мировой истории такое происходило только дважды: с Ираном и Северной Кореей. Если санкцию применят, то это парализует участие Беларуси в мировой торговле и вызовет драматические последствия для экономики.
Председатель российской Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов считает, что, вероятнее всего, эти риски не будут реализованы в полной мере. Но эксперт и не исключает, что от SWIFT (как максимум) могут быть отключены отдельные белорусские банки, к которым и будут применены целевые санкции. Банкиры обеспокоены будущими негативными последствиями как для банковского бизнеса, так и для клиентов, ведь на счета клиентов — юрлиц тоже могут приходить денежные средства от клиентов старейшего британского банка BARCLAYS, а неясность применения жестких требований белорусских контролирующих органов, переплетение международных норм FATF и AML и позиция иностранных акционеров и кредиторов с каждым днем только увеличивают нестабильность финансовых учреждений.
Как можно скорее необходимо преодолеть этот дефолт и продолжить цивилизованное совершенствование системы финансового надзора, чтобы ее функционирование не препятствовало нормальной работе и привлечению иностранных инвестиций. Кризис, вызванный COVID-19, возлагает повышенную ответственность за реализацию сбалансированной и дальновидной макроэкономической политики, чтобы избежать долгосрочных последствий для общества и воспользоваться возможностями посткризисного периода.
<...>