Как организовать управленческий учет и корректировку отчетности в условиях инфляции |
Инфляционные процессы не являются абстрактным понятием, актуальным лишь для принятия управленческих решений на макроуровне, а корректировка показателей учета и финансовой отчетности является необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, особенно в части формирования информации о затратах на производство единицы продукции. Сейчас выработка ложной и неактуальной информации грозит предприятиям и банкам колоссальными потерями. Методология учетно-аналитической работы в современных компаниях во многом определяется средой их функционирования, в связи с этим все более востребованным становится применение методов корректировки учетной информации на фактически складывающийся уровень инфляции. Особенно актуально это для организаций с длительным циклом производства, зависимостью от импортного сырья и локальным рынком сбыта.
Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов, поскольку все объекты бухгалтерского учета оцениваются в денежной форме, которая под влиянием инфляции теряет покупательную способность. Это существенно осложняет сопоставление фактов хозяйственной деятельности во времени и воздействует на все элементы системы учетно-аналитического обеспечения управления и прогнозирования деятельности.
Проблема получения качественно новой учетной информации о деятельности организаций накладывается на производственную и отраслевую специфику компаний, детерминируя индивидуальный подход к организации учетно-аналитической работы на каждом предприятии. Одной из важнейших задач является формирование постоянной и достоверной информации о финансовом состоянии экономических субъектов, необходимой для использования собственниками, потенциальными инвесторами, кредиторами, страховыми компаниями, госорганами, а также системой менеджмента организаций. При этом значительно возрастает роль в условиях риска и неопределенности, осуществления активного воздействия на объект управления и внешнюю среду.
Отсутствие в Беларуси нормативных актов и рекомендаций, регулирующих порядок нивелирования влияния инфляции, и соответствующих методик корректировки является серьезным препятствием на пути повышения качества отчетной информации.
Игнорирование факта инфляции приводит к тому, что финансовая отчетность, составленная, казалось бы, в соответствии со всеми утвержденными нормативными правовыми актами, будет являться источником недостоверной и неполной информации. Именно поэтому руководство любого предприятия должно задуматься о необходимости внедрения методов корректировки учетной информации на уровень инфляции. В связи с этим считаем целесообразным предложить к использованию методику корректировки показателей бухгалтерской финансовой отчетности (рисунок).
Первый этап алгоритма предполагает проведение анализа структуры рынка в разрезе групп товаров и услуг, а также определение степени разброса ценовых значений от средней величины (по видам используемых ресурсов и проводимых работ, необходимых для производства готовой продукции). Отметим, что оценка стоимости готовой продукции, отражаемой в составе статьи «Запасы», должна производиться путем корректировки калькуляционных статей, составляющих ее себестоимость. В противном случае (а именно — переоценка общей цены готовой продукции по рыночной стоимости) данная процедура грозит значительными искажениями финансовых результатов во всей отчетности.
...
Продолжение читайте в статье.
<...>