Как получить финансирование научно-технических программ из бюджета |
В нашей стране опять усовершенствован порядок формирования и реализации научно-технических программ. Нововведения в законодательство делают акцент на необходимости обеспечения не только научной новизны выполняемых разработок, но также и на их маркетинговой проработке и востребованности на рынке. Кроме того, впервые определены существенные обстоятельства, при которых исполнитель освобождается от ответственности за невыполнение обязательств по объему выпуска продукции на основе разработанных инноваций.
Председатель государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин отметил, что с 25 октября 2019 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2019 № 252 конкурсными комиссиями по проектам выступают государственные экспертные советы соответствующего профиля. Ранее для конкурсного отбора формировались координационные советы. Также для повышения эффективности научно-технических программ в порядок их разработки и выполнения введена норма, согласно которой перечень проектов и заданий формируется с учетом результатов не только патентных исследований, но и маркетинговых: «Таким образом сделан акцент на востребованности разрабатываемой продукции на отечественном и мировом рынке. Прежде чем приступать к разработке, теперь мы в обязательном порядке должны посмотреть, насколько это будет целесообразно с рыночной точки зрения. Есть в этом определенная проблема, ведь разработка научной продукции занимает большой промежуток времени. Часто не учитываются и тенденции развития рынка. Поэтому сегодня будет обязательное требование — провести маркетинговые исследования, чтобы получить господдержку.
Обращаем внимание, что впервые определены существенные обстоятельства, при которых исполнитель освобождается от ответственности при невыполнении обязательств по объему выпуска продукции на основе разработанных инноваций. К таким обстоятельствам теперь относятся: возникновение чрезвычайных ситуаций, принятие решений международных организаций, запрещающих либо ограничивающих изготовление или реализацию определенных товаров, ликвидация юридического лица — изготовителя товаров, смерть физического лица — обладателя имущественных прав на результаты разработок.
«Ранее бюджетные средства, затраченные на разработку, просто признавались неэффективно использованными и подлежали безусловному возврату в бюджет. Это не позволяло ученым браться за прорывные разработки, которые несут большие риски. А перспектива именно за такой продукцией. Поэтому введен механизм освобождения от возврата денег по объективным причинам. Но при этом отмечу, что это не снижение контроля за выполнением программ. Каждый такой случай все равно будет индивидуально рассматриваться и по каждому будет приниматься отдельное решение».
Система показателей комплексной оценки предполагаемой экономической эффективности внедрения новшеств
На стадии завершения разработки (НИОК(Т)Р) с целью получения комплексной оценки предполагаемой экономической эффективности от коммерциализации данного новшества предлагается использовать критерии экспертной бальной оценки, представленные в таблице.
Подробнее читайте в статье.
<...>