Как рассчитать организационно-экономическую модель проекта аутсорсинга |
Рассмотрим классификацию существующих видов аутсорсинга на промышленных предприятиях. Существовавшие ранее классификации не рассматривали специфическую сферу передачи на аутсорсинг — работы по созданию и внедрению научно-технической продукции. Используемый в последнее время научно-технический аутсорсинг охватывает только начальные стадии жизненного цикла. Наиболее часто такие разработки оформляются как договоры выполнения НИОКР.
Сравнительный анализ экономических последствий на примере создания и внедрения PLM-системы показал, что при организации работ по схеме договорных работ на создание НИОКР заказчик несет дополнительные скрытые издержки, связанные с увеличением сроков работ и соответствующими корректировками. Предлагаем использовать для организации таких работ проект-аутсорсинг как способ организации проектных работ по созданию и внедрению научно-технической продукции, базирующийся на стратегических партнерских отношениях заказчика и аутсорсера. В статье рассмотрен пример организационно-экономической схемы создания и внедрения РLM-системы на одном из машиностроительных предприятий при использовании локальных договоров и приведены результаты оценки стоимостных и временных затрат по схеме проект-аутсорсинга. Сформулированы отличия организации работ по договорам НИОКР и проект-аутсорсингу, обусловленные сущностью отношений аутсорсера с заказчиком: стратегический характер отношений, что подразумевает совместную разработку концепции долгосрочного проекта, и передача рисков и дополнительной платы за риск аутсорсеру, рассчитанной исходя из возможных непроизводительных расходов на собственный персонал, упущенной выгоды и изменений валютных курсов. До принятия решения об аутсорсинге необходима предварительная работа, позволяющая сделать обоснованный выбор.
Одним из наиболее эффективных механизмов, повышающих конкурентоспособность промышленных предприятий, считается аутсорсинг. Данный вывод подтверждается и практикой его применения. В последние десятилетия мировой рынок аутсорсинговых услуг растет быстрыми темпами. Такая тенденция наблюдается особенно в сфере транспортной логистики и бухгалтерских услуг, IT-технологий. Функциональные области использования аутсорсинга коррелируют с его «классическим» определением согласно данным Института аутсорсинга (США) (Outsourcing Institute: аутсорсинг) — это организационное решение по передаче стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или отдельных бизнес-процессов организации.
Большинство управленцев рассматривают аутсорсинг как передачу непрофильных бизнес-функций промышленных предприятий. То есть суть аутсорсинга для предприятия — сосредоточиться на основном виде деятельности, а сопутствующие функции передать надежному партнеру.
Появляющиеся в последнее время определения субконтрактинга, ауттаскинга, аутстаффинга, которые рассматриваются как разновидности аутсорсинга, позволяют утверждать, что современное понятие аутсорсинга отличается от классического и содержит определенные составляющие, нуждающиеся в уточненной классификации.
Систематизируем существующие классификации видов аутсорсинга (см. рис.).
На основании составленной классификации можно сделать следующие выводы.
1. Нужно различать аутсорсинг как передачу процессов сторонним исполнителям (управленческий аспект) и аутсорсинг как использование активов стороннего исполнителя (экономический аспект).
2. Сочетание признаков «предметная область» и «передаваемые функции менеджмента» позволяет выводить на аутсорсинг большинство локальных бизнес-процессов, как основных, так и вспомогательных.
3. Помимо процессного подхода в управлении предприятием все большую значимость приобретает проектный подход, что не нашло отражения в существующих классификациях.
Важной сферой использования проектного подхода является создание и внедрение научно-технических новшеств.
У большинства промышленных предприятий недостает необходимого научного потенциала и возможностей проектировать новые изделия, проводить их испытания, осуществлять полный цикл организации подготовки производства новой продукции, а также освоения новой техники и технологии. Для решения этой проблемы мы предлагаем применять научно-исследовательский или научно-технический аутсорсинг.
Анализ определений, перечисленных автором, позволяет отметить, что научно-технический аутсорсинг, как и другие виды аутсорсинга, изучается ими только как передача части бизнес-функций, входящих в жизненный цикл изделия или технологии. Но накопленный опыт работы промышленных предприятий свидетельствует о необходимости выстраивания стратегических отношений с аутсорсером на протяжении всего жизненного цикла изделия, без дробления на отдельные бизнес-функции. В результате такого подхода к организации хозяйственной деятельности промышленного предприятия будут высвобождены дополнительные ресурсы предприятия, одним из которых и наиболее ценным является время, затраченное на внедрение нового продукта или новой технологии. Так как создание нового изделия или технологии — это целостный проект, то будет рационально ввести понятие проект-аутсорсинга, под которым понимается стратегическое взаимодействие хозяйствующих субъектов.
...
Большинство специалистов по аутсорсингу считают, что главной причиной выбора такой бизнес-стратегии является снижение расходов заказчика. Но в расчет принимают, как правило, только прямые затраты, не учитывая упущенную выгоду и скрытые издержки, получаемые из-за затянувшейся длительности работ.
Рассмотрим пример организационно-экономической схемы создания и внедрения PLM-системы на одном из машиностроительных предприятий при использовании локальных договоров.
Схема работ и стоимости этапов приведена в табл. 1.
ТАБЛИЦА 2
Оценка стоимостных и временных затрат по схеме проект-аутсорсинга
...
Одной из самых сложных задач в проект-аутсорсинге является выбор аутсорсера, разработка для него технического задания и контроль хода его выполнения.
Подробнее читайте в статье.
<...>