Какое небанковское финансирование будет развивать Нацбанк в Беларуси |
В Беларуси все виды финансирования, кроме банковского, развиты слабо. Однако необходимость гармонизации финансового законодательства Беларуси и России стимулирует белорусские власти изменять условия работы некоторых альтернативных секторов.
В журнале «Банковский вестник» Нацбанк рассказал, как и зачем собирается развивать небанковские виды финансирования. Одной из своих целей регулятор назвал «устранение дисбаланса развития финансового рынка путем создания отсутствующих или развития недостаточно развитых его отдельных сегментов, новых инструментов и механизмов».
Микрофинансирование
В Беларуси оно в традиционном понимании отсутствует. То есть предоставление «быстрых» займов без залога запрещено с 2015 года.
В официальном определении сегодня к микрофинансовым организациям относятся лишь ломбарды и потребительские кооперативы. И это отличается от российских норм, где ломбарды и кооперативы не имеют статуса микрофинансовой организации.
На начало 2022 года в стране насчитывалось 80 ломбардов и 2 потребительских кооператива.
С апреля 2020 года предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества вправе также государственные юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению и зарегистрированные в сельской местности. Таким же правом наделены юридические лица, скупающие драгоценные металлы и камни для пополнения госфонда. На начало года подобной деятельностью в стране занималась лишь одна специализированная организация — «Белскупдрагмет».
Разработан проект законодательных поправок, которые разрешат заниматься микрофинансированием операторам сотовой связи. Они смогут предоставлять физическим лицам денежные средства в безналичном порядке в сумме до 200 базовых величин на потребительские нужды.
Форекс
Общее количество клиентов, совершивших операции на форексе в 2021 году, составило 183,5 тыс., из которых 169,2 тыс. являлись нерезидентами.
Сумма маржинального обеспечения, внесенного клиентами форекс-компаний и банков, в 2021 году составила 367,6 млн долларов. Такие данные опубликованы в журнале «Банкаўскі веснік».
Однако ради гармонизации с российским законодательством правила игры на белорусском рынке форекса придется менять. Разработан проект Указа «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов». В нем планируется изменить перечень игроков рынка по примеру российского.
Краудфандинг
В Беларуси легализован лишь один из видов краудфандинга — краудлендинг. Это «народное» кредитование проекта под процент.
Закон, вступивший в силу в ноябре 2021 года, позволяет создать платформу, на которой будут размещаться проекты с предложением их кредитовать. Проекты могут размещать лишь резиденты, а кредитовать — в том числе иностранцы.
При этом платформа сама не может собирать деньги, а лишь «создает условия» для заключения договора между кредитором и заемщиком.
Пока никто такую платформу в стране не создал. Все платформы традиционного краудфандинга, которые работали в нашей стране до 2020 года (Ulej, Talaka, Maesens, Molamola), закрыты. Нацбанк указывает, что уже создан законопроект, который должен гармонизировать наши правила работы краудлендинга с российскими. В России этот вид микрофинансирования направлен на развитие высокотехнологичных проектов.
В частности, в Беларуси придется принимать законы, позволяющие инвесторам получать при инвестировании долю участия в проекте (уставном фонде субъекта, реализующего проект). Для этого потребуется корректировка Гражданского кодекса.
Факторинг
Сейчас финансирование под уступку денежного требования (факторинг) признается банковской операцией, которую вправе осуществлять исключительно банки и кредитно-финансовые организации.
Однако уже подготовлены поправки, которые позволят всем коммерческим организациям выступать в качестве фактора. После их принятия на отечественном финансовом рынке возникнет новый сегмент — небанковский факторинг.
Для его регулирования будет учтен российский опыт. Российским законодательством предусмотрено, что по специальному договору организация может уступить финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) помимо предоставления финансирования в счет уступленных требований обязан оказать одну или несколько дополнительных услуг, связанных с указанными требованиями.
В России развиты электронные факторинговые платформы, которые поддерживают трехсторонние сделки на основе юридически значимых электронных документов. Нацбанк рассчитывает, что они появятся и у нас.
Лизинг
На 1 января 2022 г. в реестр лизинговых организаций включены 112 организаций. По итогам прошлого года лизинговые компании показали прирост портфеля и суммы новых договоров. Доля лизинга в ВВП составила 2,8 %.
Разработан проект закона, который обяжет лизинговые компании соблюдать финансовые нормативы и определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя — физического лица (не являющегося ИП).
<...>