Контролируемые сделки: методология двух центральных квартилей из четырех. Как это будет работать?

Контролируемые сделки: методология двух центральных квартилей из четырех. Как это будет работать? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 09/2020
Количество просмотров 352
Автор ТЦО, ТЦО, Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, сделки сделки

Предусмотренные проектом корректировки главы 11 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) на 2021 год направлены на решение вопросов, возникающих у плательщиков исходя из практики применения ее положений, предусматривают упрощение порядка администрирования контроля трансфертного ценообразования, соответствуют международной практике.

В частности, предусматривается:

  • упрощение порядка подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен; 

СПРАВОЧНО

Так, плательщику предоставляется право самостоятельного подбора информационного источника с учетом выбранного им метода определения рыночных цен без привязки к иерархии информационных источников, отраженной в НК (ст. 90).

Расширен перечень случаев, когда плательщик вправе использовать заключение профессионального оценщика в качестве источника информации для обоснования рыночной цены.

  • уменьшение объема информации, представляемой плательщиками в налоговый орган в обоснование рыночной цены по малозначительным сделкам (200 тыс. BYN);

 

СПРАВОЧНО

Это касается сделок, совершенных крупными плательщиками с взаимозависимыми лицами. 

  • сокращение количества сделок, подпадающих под контроль налоговых органов; 

СПРАВОЧНО

Это касается сделок, совершенных с международными платежными системами, так как белорусские покупатели не имеют возможности повлиять на размер их тарифов. 

  • сужение круга сделок, по которым плательщики обязаны информировать налоговые органы об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру;

  • исключение влияния разовых сделок, совершенных плательщиками не на системной основе с отклонением от сложившегося делового оборота (в то время как их значения могут существенно отклоняются от большинства сделок, сконцентрированных в середине диапазона) при оценке уровня цен, примененных плательщиком в сделках с взаимозависимыми лицами, за счет использования при определении рыночных цен двух центральных квартилей из четырех, на которые будет разделяться диапазон показателей рыночных цен (показателей рентабельности);

  • уточнение перечня сведений, представляемых организациями в экономическом обосновании примененной цены, которое представляется только по запросу (уведомлению) налогового органа. 

СПРАВОЧНО

Это обусловлено тем, что плательщики достаточно часто используют метод сопоставимой рентабельности, который предполагает проведение оценки функций, рисков, активов участников сделки. Добавление указанных сведений в экономическое обоснование примененной цены позволит плательщику наиболее полно аргументировать свою позицию, а налоговому органу комплексно оценить доводы плательщика.

Для определения рыночной цены (прибыли, дохода) анализируемой сделки в целях применения методов, определенных НК, используются источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и (или) финансовые условия сделок по наибольшему числу критериев, предусмотренных ст. 89 НК.

Данные, полученные из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности иностранных организаций, допускается использовать при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности для белорусских организаций (иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) при невозможности формирования такого диапазона рыночных показателей рентабельности на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности последовательно белорусских организаций, организаций государств — членов ЕАЭС.

Согласно ст. 91 НК при сопоставлении результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок используются следующие методы определения рыночных цен:

  • метод сопоставимых рыночных цен;

  • метод цены последующей реализации;

  • затратный метод;

  • метод сопоставимой рентабельности;

  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

В целях определения рыночной цены применяется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий анализируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены анализируемой сделки рыночной цене.

Однако с января 2021 года предлагается диапазон рыночных показателей рентабельности определять в следующем порядке:

  • совокупность значений показателей рентабельности, рассчитанных в соответствии с главой 11 НК, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку. Каждому значению показателя рентабельности начиная с минимального значения присваивается порядковый номер. В случае если выборка содержит два и более одинаковых значения показателя рентабельности, в нее включаются все такие значения. При определении диапазона рыночных показателей рентабельности не учитывается показатель рентабельность анализируемой сделки;
  • определяется минимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности в следующем порядке:
...
Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. В Беларуси расширены возможности использования инвестфондов

Правительство расширило возможности использования средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов. Согласно постановлению Совмина № 602 от 22.10.2020 средства можно будет направлять на оплату разработки проектной, сметной документации, изыскательских работ, услуг по проведению госэкспертизы архитектурных и строительных проектов, услуг госстройнадзора. За счет инвестфондов могут быть оплачены маркетинговые исследования.

2. Конец дедолларизации? Частично предприятиям разрешили расчеты в иностранной валюте

24 октября на сайте официального опубликования правовых документов появился Указ от 22.10.2020 № 376, который вносит изменения в порядок расчетов, осуществляемых некоторыми организациями, зарегистрированными на территории Беларуси.

3. К 75-летию ООН: Глобальный договор рассказывает о своих достижениях

Глобальный договор - крупнейшая в мире инициатива корпоративной устойчивости, которая объединяет более 11 500 ответственных компании и 3000 некоммерческих организаций из 156 стран мира. Инициатива видит бизнес "силой добра": взяв на себя обязательства по обеспечению устойчивости, бизнес несет общую ответственность за достижение Целей устойчивого развития не только в своей компании, но также в своей стране, регионе и во всем мире.

4. В Беларуси новые условия участия в госсистеме жилищных строительных сбережений

Суть такой системы заключается в возможности граждан накапливать во вкладах (на специальных счетах банков) свои сбережения для получения в дальнейшем средств, недостающих для улучшения жилищных условий, в виде целевых кредитов под проценты ниже рыночных.

5. Указ № 381 вводит новый механизм ответственности за задолженность по платежам в бюджеты

Указ вводит запрет на выплату всех видов премий, в том числе бонусов и вознаграждений, руководству организаций, у которых есть задолженность в Фонд соцзащиты. Ранее запрет на премии действовал при наличии задолженности по платежам в бюджет. Цель нововведения — призвать руководителей более ответственно подходить к уплате взносов в фонд.

6. Как белорусская экономика пережила первую волную кризиса

Как первая волна COVID-19 сказалась на белорусской экономике? Чего ждать с приходом второй волны коронавируса — об этом обозревателю портала "Наше мнение" Павлюку Быковскому рассказывает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.