Методология контроля. Что нужно знать о выборочной проверке в 2019 году |
Особенностью 2019 года является переход на выборочные проверки в качестве основного элемента системы контроля белорусского бизнеса. Выборочные проверки пришли на смену плановых проверок, существовавших в белорусской системе государственного контроля до 2017 года.
Выборочные проверки имеют ряд отличительных особенностей, которые необходимо знать белорусским субъектам хозяйствования для успешного прохождения процедуры государственного контроля. Специфика выборочных проверок определена в указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и включает в себя процедуры назначения, проведения и вынесения решения по итогам выборочной проверки. На каждом из этапов проведения выборочной проверки существуют свои юридические и экономические особенности, влияющие на результат – возможное наказание белорусского субъекта хозяйствования.
Как назначается выборочная проверка
Любая проверка начинается с процедуры назначения проверки. Процедура назначения выборочной проверки имеет свои специфические особенности, которые необходимо знать каждому белорусскому субъекту хозяйствования.
Во-первых, при назначении выборочной проверки субъекта предпринимательства, контролирующие органы руководствуются критериями рисков. Так, например, Министерство по налогам и сборам своим приказом от 9 февраля 2018 года № 20 утвердило критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.
Указанные критерии разработаны для налогоплательщиков дифференцировано, в зависимости от категории: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также учитывается и применяемая субъектом предпринимательства система налогообложения: упрощенная, общая, единый налог и так далее.
Многие критерии являются общими для всех категорий субъектов предпринимательства и должны учитываться при осуществлении хозяйственной деятельности для избегания излишнего контроля. Так, например, налогоплательщик должен своевременно сдавать налоговые декларации и уплачивать налоги в бюджет. Не приветствуется налоговыми органами также наличие договорных отношений с лжепредпринимательскими структурами и миграция налогоплательщика, то есть частая смена юридического адреса. Знание и соблюдение критериев риска позволяет субъекту предпринимательства управлять возможностью назначения выборочной проверки на предприятии.
Если все же выборочная проверка уже назначена, то субъекту предпринимательства следует знать о пункте 7 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 (далее – Положение № 510). В данном пункте 7 определено, что проверяемые субъекты имеют право получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в план выборочных проверок.
В этой связи субъект предпринимательства при включении в план выборочных проверок имеет право направить письменный запрос в контролирующий орган для выяснения причин назначения выборочной проверки. Знание причин назначения выборочной проверки позволяет субъекту хозяйствованию подготовиться к проверке, а именно определить тот возможные перечень вопросов, которые будут проверены в ходе проверки. Отсюда возникает возможность определения с теми мероприятиями, которые необходимо провести перед проверкой, как-то проведение предварительной аудиторской проверки, проведение ревизии первичных бухгалтерских документов собственными силами, проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей и документов и так далее. Все это позволяет минимизировать возможность обнаружения нарушения контролирующими органами в ходе проверки.
Проверка и акт
Основным результатом любой проверки является его акт. Именно на основании акт проверки контролирующие органы производят все дальнейшие процессуальные действия: определяют сумму наказания, выносят решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи от того каким образом будет составлен акт проверки и от то что именно будет включено в акт проверки и зависят дальнейшие правовые последствия проверки для субъекта хозяйствования. На практике диапазон таких последствий достаточно широк: от возложения административного штрафа или вынесения предупреждения до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.
В этой связи еще на стадии составления акта проверки необходимо ...
Продолжение читайте в статье.
<...>