Новое регулирование наличных и безналичных платежей. QR-коды, электронные кошельки, СККО и выдача наличных

Новое регулирование наличных и безналичных платежей. QR-коды, электронные кошельки, СККО и выдача наличных |

Автор Нина Зельман Нина Зельман
Номер № 09/2019
Количество просмотров 168
Автор платежи, платежи, банки, банки, электронные кошельки, электронные кошельки, ЕРИП ЕРИП

Обратите внимание на проект постановления Совмина и Нацбанка «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее — проект), разработанный МНС для расширения возможности использования платежных инструментов и электронных денег при осуществлении безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), создания дополнительных условий для внедрения программных касс, создания условий для проведения на кассовом оборудовании, подключенном к системе контроля кассового оборудования (далее — СККО), операций выдачи наличных денег покупателям при осуществлении операций с банковскими карточками.

Вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, регулируются постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 и утвержденным этим постановлением Положением (далее — Постановление № 924/16, Положение № 924/16 соответственно).

Активное развитие цифровых банковских технологий, предоставляющих клиентам банков — физлицам (далее — потребители) новые инструменты для проведения безналичных платежей, вызывают необходимость госрегулирования условий проведения таких расчетов.

Постановлением № 924/16 и Положением № 924/16 урегулированы вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов при приеме двух средств платежа — наличных денежных средств и безналичных денежных средств с использованием только одного платежного инструмента — банковской карточки.

Вместе с тем сегодня банки, НКФО ЕРИП, Белпочта, которая является платежным агентом ЕРИП, предоставляют дополнительные инструменты для проведения безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг). Такими инструментами являются мобильные приложения, QR-коды, при помощи которых происходит инициирование безналичного платежа, доступ к денежным средствам на счете в банке, небанковской кредитно-финансовой организации.

В Беларуси созданы правовые условия для совершения операций с электронными деньгами. Однако на практике использование такого средства платежа при приобретении товаров, работ, услуг не получило широкого распространения, хотя данное средство платежа имеет ряд преимуществ по сравнению с безналичными денежными средствами, в случае расчетов с использованием банковской платежной карточки.

Так, система расчетов с использованием электронных денег позволит покупателям (потребителям) (физлицам) осуществлять расчеты с субъектами хозяйствования за приобретаемые товары (работы, услуги) посредством электронных денег, находящихся на их электронных кошельках, без использования банковской платежной карточки. Электронные деньги имеют широкий спектр использования. Владелец электронных денег (электронного кошелька) может совершать платежи в торговых объектах, объектах общественного питания, объектах сферы услуг, оплачивать поездки в общественном транспорте, онлайн-платежи, платежи в ЕРИП.

Регистрация физлица в системе расчетов с использованием электронных денег осуществляется с помощью аутентификации в Меж- банковской системе идентификации. Покупатель (потребитель) — физлицо с помощью мобильного приложения может создать один или несколько электронных кошельков в системе расчетов с использованием электронных денег, при этом владелец электронного кошелька может осуществлять зачисление электронных денег на электронный кошелек различными способами: безналичное пополнение с карт-счета, переводы со своего другого электронного кошелька, электронного кошелька другого физлица, перевод электронных денег через чат мобильного приложения и наличное пополнение в устройстве самообслуживания.

Для регистрации в системе расчетов с использованием электронных денег юрлицо и ИП должен иметь сертификаты электронной цифровой подписи, выданные Государственной системой управления открытыми ключами. Юрлицо и ИП (осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг) с помощью системы расчетов с использованием электронных денег могут создать (каждый субъект хозяйствования) один электронный кошелек для расчетов с покупателями (потребителями) — физлицами. Электронный кошелек юрлица привязывается к его текущему банковскому счету. На созданный юрлицом или ИП электронный кошелек принимаются электронные деньги с электронного кошелька покупателя (потребителя) — физлица в процессе совершения расчетов между ними.

Расчеты электронными деньгами могут совершаться посредством статического или динамического QR-кода — двухмерного штрих-кода, инициирующего перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) — физлица на электронный кошелек юрлица или ИП.

Использование такого механизма имеет следующие важные преимущества:

  • нет необходимости отчислений иностранным платежным системам, таким как Visa, MasterCard и др.;

  • стоимость инфраструктуры для осуществления платежей с помощью электронных денег в несколько раз ниже, по сравнению с инфраструктурой для оплаты посредством банковских платежных карточек;

  • стоимость комиссии ниже, по сравнению с комиссией за платежи банковскими платежными карточками.

Платежный сервис, базирующийся на принципах электронных кошельков и электронных денег, предоставит дополнительную возможность осуществлять безналичные расчеты.

Проектом постановления предусматриваются условия проведения расчетов юрлицами и ИП с покупателями (потребителями) с новыми платежными инструментами (QR-код, мобильное приложение, иными инструментами, посредством которых осуществляется доступ к денежным средствам на счете в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, электронным деньгам в электронном кошельке для проведения расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством), а также с использованием электронных денег. Соответствующие положения закрепляются в п. 2.10 Постановления № 924/16 и в п. 1 Положения № 924/16.

Пунктом 2 ст. 91 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю право выбора формы (наличной или безналичной) оплаты товаров (работ, услуг).

Согласно информации, представленной Нацбанком, по состоянию на 01.07.2019 в Беларуси эмитировано 15,3 миллиона банковских платежных карточек, а доля расчетов посредством такого инструмента в розничном товарообороте составила 44,2%.

Проектом постановления предусматриваются следующие условия осуществления безналичных расчетов с использованием иных, кроме банковской платежной карточки, платежных инструментов:

  •  право для юрлиц и ИП наряду с установленной Постановлением № 924/16 обязанностью по обеспечению приема банковских платежных карточек, а также юрлиц и ИП, на которых данная обязанность не распространяется, обес- печивать инициирование платежей посредством иных платежных инструментов, включая QR-коды и (или) мобильные приложения;

  •    в случае проведения операций по инициированию платежей посредством иных платежных инструментов, включая QR-коды и (или) мобильные приложения, использовать кассовое оборудование;

  •    неприменение иных, помимо банковских платежных карточек, инструментов платежа при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, что обусловлено требованиями п. 30 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 (с учетом изменений и дополнений).

При этом в целях создания дополнительных условий для развития безналичных платежей проектом предусматривается, что требования Положения № 924/16 в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов не распространяются на юрлиц и ИП в случаях, указанных в главе 6 Положения № 924/16, а также на юрлиц и ИП, осуществляющих прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством при одновременном соблюдении следующих условий:

  •   прием (передача) средств платежа осуществляются без непосредственного обслуживания юрлицами и ИП покупателей (потребителей), связанного с приемом средств платежа;

  •    прием средств платежа в пользу юрлиц и ИП осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, платежных агентов, в том числе с использованием объектов программно-технической инфраструктуры для проведения платежей, путем инициирования платежей посредством платежных инструментов.

Данные положения исключают обязанность применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, когда оплата товаров (работ, услуг) производится через кассы банков, с использованием ЕРИП, программно-технической инфраструктуры банков и ЕРИП (бакноматы, инфокиоски, платежные терминалы самообслуживания и др.), наложенным платежом через объекты РУП «Белпочта» и т.п., без непосредственного участия в этом процессе продавца (изготовителя) и покупателя (потребителя).

Проектом предусматривается, что программная касса обеспечивает возможность совершения безналичных расчетов с использованием электронных денег посредством QR-кодов и мобильных приложений, если оператором программной кассовой системы реализован в программной кассе такой способ осуществления безналичных расчетов (изменения в п. 22 Положения № 924/16).

Таким образом, для юрлиц и ИП, использующих кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины (далее — кассовые аппараты), обеспечение возможности осуществления расчетов электронными деньгами и использования иных инструментов платежа (QR-кодов, мобильных приложений и др.) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотрено как право его применения, а не обязанность. Аналогичные нормы установлены и при использовании программных касс. Соответственно, если у субъектов хозяйствования используются кассовые аппараты, не обеспечивающие в автоматизированном процессе расчеты электронными деньгами посредством QR-кодов и мобильных приложений, то данные субъекты хозяйствования могут провести такие расчеты в ручном порядке с использованием операционных клавиш клавиатуры кассового аппарата как продажу за безналичный расчет либо не использовать такие расчеты. Согласно п. 5.3.8.1 государственного стандарта СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» (далее — СТБ 1364.0-2015), введенного в действие постановлением Госстандарта от 11.06.2015 № 31 с 01.07.2015, кассовые аппараты должны обеспечивать выполнение таких кассовых операций, как продажа за наличный расчет, продажа за безналичный расчет, дополнительно могут обеспечивать регистрацию оплаты другими способами безналичного расчета («Кредит», «Чек», «Сертификат» и т.п.), а также комбинированным способом оплаты (одновременно несколькими видами платежного средства или способами безналичного расчета). При этом в соответствии с требованиями СТБ 1364.0-2015 по результатам выполнения торговых кассовых операций на чековой ленте должны оформляться платежные документы, содержащие информацию, в том числе о виде платежного средства (наличные, безналичные, другой способ безналичного расчета).

Таким образом, положения проекта не предусматривают обязательность доработки и (или) замены кассовых аппаратов, обязательность доработки программных касс в связи с введением дополнительной возможности совершения безналичных расчетов с использованием электронных денег и иных инструментов платежа, с использованием кассового оборудования.

С учетом предложений, поступивших от предпринимательских кругов, и в целях создания дополнительных условий для внедрения программных касс, проектом предусматривается перенос сроков подключения к СККО кассового оборудования, используемого индивидуальными предпринимателями. Так, предусматривается увеличение сроков на 11 месяцев возможности использования кассового оборудования без установки средства контроля налоговых органов (далее — СКНО) в случае заключения индивидуальными предпринимателями с РУП ИИЦ гражданско-правовых договоров на установку, обслуживание, снятие СКНО (абз. 7 п. 1.1 проекта постановления).

Планируемые изменения позволят бизнесу принять решение по замене кассового оборудования с учетом появления в Беларуси альтернативного решения — программных касс.

Учитывая, что Нацбанком вносятся соответствующие изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками», предусматривающие возможность в договорах, заключенных банками-эквайерами с организациями торговли (сервиса), определять условия обеспечения выдачи держателям карточек через используемое организацией торговли (сервиса) кассовое оборудование, подключенное к системе контроля кассового оборудования, наличных денежных средств в белорусских рублях, проектом постановления п. 5 Положения № 924/16 дополняется п. 51. Данным дополнением предусмотрен порядок использования кассового оборудования при совершении указанных операций.

В целях однозначного применения Положения № 924/16 в отношении определения видов услуг, относящихся к бытовым, п. 35.16 проекта дополняется нормой, определяющей, что к бытовым услугам относятся бытовые услуги, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».

Соответственно, субъектами хозяйствования, оказывающими бытовые услуги, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь, необходимо использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями Положения № 924/16. В случае оказания таких услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену, прием денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования и платежных терминалов.

Редакционная правка п. 38 Положения № 924/16 вызвана практикой применения нормы данного пункта и позволит однозначно применять эти положения в случаях: приема наличных денежных средств при ремонте кассового оборудования или при временном отсутствии электроэнергии, а также при модернизации кассовых суммирующих аппаратов для обеспечения возможности установки средства контроля налоговых органов при невозможности его замены на исправные кассовые суммирующие аппараты, в целях отражения в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого юрлицами и ИП, но не реже чем один раз в 7 дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период, определяемый юрлицами и ИП, но не реже одного раза в 7 дней.

Проектом предусмотрено вступление в силу абз. 21 и 33 п. 1.2 проекта постановления с 1 января 2020 г. в связи со вступлением в силу с указанной даты Закона № 185-3 и нормы проекта постановления Правления Национального банка Республики Беларусь «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34», предусматривающей введение возможности выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек организациями торговли и сервиса при заключении соответствующего договора с банком-эквайером на территории сельской местности, малых городских поселений, территорий вне населенных пунктов с 1 января 2020 г. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Плата за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды вырастет в 2 раза

В переводе на нормальный язык власти планируют увеличить плату за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды для производителей (поставщиков) в 2 раза — с 180 BYN за тонну пластика до 360 BYN. Сделать это собираются чтобы предприятиям стало дорого откупаться от Оператора вторичных материальных ресурсов — учреждения, которое занимается в Беларуси сбором, сортировкой и прочими операциями с ВМР, и они сами этим занялись. И таким образом страна увеличит объемы переработки пластика.

2. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

3. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

4. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

5. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.