О проекте профессионального стандарта «Управление коммерческой организацией» в Беларуси
О проекте профессионального стандарта «Управление коммерческой организацией» в Беларуси |
Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 34
Автор управление предприятием, управление предприятием, законодательство законодательство
О проекте профессионального стандарта «Управление коммерческой организацией» в Беларуси

Министерство экономики Республики Беларусь подготовило проект профессионального стандарта «Управление коммерческой организацией» для управленцев коммерческих организаций всех уровней. Данный стандарт будет касаться не только руководителей крупных холдингов и концернов, но и всех предприятий, в том числе частных. Документ еще должен пройти согласование, к середине ноября в планах внести его на утверждение в Министерство труда Республики Беларусь. Как рассчитывают в Минэкономики, к апрелю 2020 года профессиональный стандарт должен заработать.

Часть методов и подходов к корпоративному управлению является обязательной и регламентирована Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Некоторые подходы носят рекомендательный характер: в целях повышения эффективности Минэкономики и Госимущества совместным постановлением от 27.07.2016 № 45/14 утвердили Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства.

Презентуя проект документа на 84-м Республиканском клубе директоров и рассуждая на тему, почему появилась потребность в профессиональном стандарте для руководителей предприятий и компаний в нашей стране, начальник управления Минэкономики Дмитрий Крупский заметил, что сегодня «наш топ-менеджмент не обладает теми ключевыми компетенциями, которые обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики».

«Элементарно, сегодня зачастую руководитель, когда назначается на должность, толком даже не знает, что он должен выполнять, какими умениями, навыками должен обладать. То есть профессиональный стандарт заполнит многие лакуны в наших документах», — отметил Дмитрий Крупский.

«Кроме этого, много раз озвучивалась проблема, что наша система образования не заточена на решение конкретных задач, — добавил Крупский. — С принятием профессиональных стандартов мы эту проблему решаем».

Как пояснил Дмитрий Крупский, профессиональные стандарты — это документ, в котором подробно расписан тот набор компетенций, иными словами, знаний, умений, которыми должен обладать специалист, под которого пишется этот профессиональный стандарт.

Что касается структуры, пояснил Крупский, в документе выделено и описано 4 уровня руководства коммерческих организаций: от начальника цеха (участка) до руководителя концерна.

«Может возникнуть вопрос: ну примем мы этот профессиональный стандарт, а дальше что? — отметил представитель Минэкономики. — А дальше с его принятием мы запускаем институциональный механизм модернизации системы образования. Это значит, что как только Минтруда утвердит профессиональный стандарт, наша система образования вынуждена будет начать корректировку образовательных стандартов. От образовательных стандартов спускаемся ниже — и это уже образовательные программы конкретных курсов».

По словам Дмитрия Крупского, как минимум можно выделить три пользователя этого документа: кадровики, резервисты и работники системы образования.

«Профессиональный стандарт — это основа для разработки должностных инструкций нового типа», — отметил Крупский.

Между тем, в ходе дискуссии спикеру был задан вполне закономерный вопрос: не возникнет ли после внедрения данного документа в жизнь сразу же масса желающих проверять, контролировать, соответствует ли руководитель данной должности?

«Понятное дело, что желание проконтролировать, промониторить будет, — отметил представитель Минэкономики. — Но на пути этого, на мой взгляд, есть непреодолимая преграда: с технической точки зрения совершенно невозможно проверить компетенции руководителя. Например, как проверить и оценить, что руководитель применяет методики активизации творческого мышления? Это невозможно».

В комментарии экспертам представитель Минэкономики отметил, что фактически профессиональный стандарт — это перечень того, что должен знать и уметь руководитель сегодня.

«Если почитать все должностные инструкции, контракты, которые сегодня есть, то надо отметить, что степень их детализации, конкретики гораздо ниже, чем это прописано в стандартах. В европейских странах все, что мы прописали в данном документе, все эти вещи уже давно прочно вошли в практику управления», — сказал он.

На вопрос, не будет ли данный документ, как и многие, просто для галочки, Дмитрий Крупский отметил, что для системы образования — это точно не будет так, поскольку для образования это фактически инструмент прямого действия.

«Образование должно будет сделать немало для переквалификации, для переподготовки своих преподавателей», — уточнил он.

«Что касается субъектов хозяйствования, то могу отметить, что руководители смогут узнать о том, что они должны знать и уметь, какими компетенциями должны обладать как профессионалы, и в этом основная ценность документа», — отметил Крупский.

«Другое дело, что захотят ли все управленцы это внедрить, — обратил внимание представитель ведомства. — Да, по форме это все будет обязательным. При этом штраф за то, что управленец это не сделает, не предусмотрен. Поэтому те руководители, которые добропорядочны и законопослушны и видят в этом смысл, ознакомятся с ним и будут, скорее всего, охотно внедрять те положения, которые есть в профессиональных стандартах». 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.