Особенности применения продвинутого бюджетирования (Advanced Budgeting) в организациях оптовой торговли

Особенности применения продвинутого бюджетирования (Advanced Budgeting) в организациях оптовой торговли |

Автор Сергей Недбальский Сергей Недбальский
Номер № 09/2020
Количество просмотров 351
Автор бюджетирование, бюджетирование, торговля, торговля, управленческий учет управленческий учет

Торговые организации имеют более высокую оборачиваемость финансовых средств по сравнению с предприятиями других отраслей и меньшую рентабельность оборота. Вследствие этого для организаций данной сферы особенно актуально оперативное управление, направленное на повышение оборачиваемости активов, рентабельности и ликвидности. В статье сформулированы основные подходы к созданию системы управленческого учета в торговле, а ее основным элементом является бюджетирование.

Главная задача управленческого учета — обеспечить совместно с другими подсистемами управления рост рентабельности каждого подразделения торгового предприятия.

Базовыми положениями современной системы управленческого учета являются: целенаправленность деятельности (ориентация на удовлетворение интересов потребителей продукции, работ и услуг), оперативность (своевременность), многовариантность и адресность в предоставлении учетной, плановой, контрольной и аналитической информации (в том числе содержащей финансовые и нефинансовые измерители) требуемого качества и в необходимом разрезе менеджерам на разных уровнях управления.

Торговля как один из динамично развивающихся секторов экономики обладает рядом характерных экономических, социальных, организационных, технических и других особенностей, которые обуславливают специфику системы управленческого учета. Основные из них:

  • интеграционный характер торговли;

  • специфичность торговой услуги;

  • продолжительность эксплуатационного цикла;

  • особенности торгово-технологического процесса;

  • особенности организационной структуры торговли;

  • значительно большая потребность в оборотных средствах;

  • структура затрат;

  • быстрая окупаемость вложений;

  • зависимость отрасли от покупательной способности населения;

  • разнородность, сложность структуры и разветвленность торговой сети;

  • сезонность продажи многих товаров.

Все эти особенности функционирования торговли накладывают свой отпечаток на построение системы управленческого учета.

Рассмотрим задачи и основные принципы управленческого учета в оптовой торговле. Одна из основных задач — правильная организация учета — позволяет своевременно получить информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств с поставщиками и покупателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими принципами:

  • единство показателей бухучета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общепита или другим оптовым предприятиям, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот), который делится на оборот с участием и, наоборот, без участия оптового предприятия;
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (за день, неделю);
  • учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договорам о материальной ответственности, заключенным с сотрудниками или бригадами;
  • учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении — на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственным лицам, в разрезе каждого наименования;
  • единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход (если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам).

На основании вышеупомянутых принципов сформулируем основные концептуальные положения управленческого учета в организациях оптовой торговли:

  • учет прямых затрат, относящихся к покупке или продаже товаров;
  • обоснованный учет и распределение издержек обращения путем использования таких методик управленческого учета, как: АВС-костинг, директ-костинг;
  • формирование плановых и отчетных данных о затратах и результатах организации в одинаковых аналитических разрезах;
  • применение новых методик управленческого учета, например, система сбалансированных показателей;
  • формирование управленческой отчетности для разных уровней менеджмента;
  • автоматизированное ведение управленческого учета во взаимосвязи с ведением финансового учета в организации.

В системе управленческого учета в организациях оптовой торговли будем рассматривать составляющие элементы данной системы — учета, анализа, планирования и контроля учетных объектов, бюджетирование является основным элементом системы учета.

В данный момент бюджетирование развивается в сторону продвинутого бюджетирования (advanced budgeting), что считается объединением улучшенного бюджетирования (better budgeting) и вне бюджетирования (beyond budgeting), что является развитием инструментами безбюджетного управления.

Безбюджетное управление представляет собой радикальный подход, внедрение которого на предприятии требует вовлечения в процесс и поддержки всей управленческой команды. Его целями являются более эффективные процессы контроллинга, ускорение процессов планирования в рамках существующей системы бюджетирования, а также переход к «скользящим» процессам в противовес единовременной акции по составлению бюджета, которую почти все предприятия претерпевают раз в год. В результате значительно возросла бы адаптируемость предприятия, поскольку будет осуществляться регулярный процесс внутреннего согласования и сравнение с динамикой вешнего рынка.

Сторонники концепции «улучшенное бюджетирование» в принципе не подвергают сомнению сам инструмент традиционного бюджетирования. Основные цели, преследуемые в рамках этого подхода, состоят в повышении эффективности, сжатии и упрощении планирования и бюджетирования. Эта эволюционная концепция отличается постоянно вносимыми дополнительными изменениями, которые осуществляются малыми шагами.

Продвинутое бюджетирование — улучшенное бюджетирование и вне бюджетирования. Несмотря на критику, которая высказывается в адрес традиционного планирования и бюджетирования, в прошлом этот инструмент оправдал себя, и полный отказ от него в ближайшее время кажется сомнительным, особенно с точки зрения требований к изменившейся предпринимательской культуре, которая, как правило, стойко защищается от каких-либо влияний. Поэтому подход продвинутого бюджетирования нацелен на снижение — в среднесрочном плане — значения бюджетов при одновременном и заметном повышении качества планирования и сокращении ресурсов на бюджетирование.

Эта концепция формирования новых процессов планирования и бюджетирования характеризуется следующими принципами, изложенными в табл. 1.

... 

ТАБЛИЦА 2

Варианты корректировок при невыполнении плана продаж в I квартале 2020 г.


...

 

ТАБЛИЦА 3

Варианты корректировок плана продаж до конца 2020 года


...

Планирование осуществляется на пять кварталов. При этом необходимо иметь в виду, что только первый квартал планирования рассматривается детально, остальные четыре квартала планируются менее детально. Таким образом, каждый квартал пересматриваются планы следующих четырех кварталов, а на пятый квартал составляется новый план. Этот подход больше «привязан» ко времени и позволяет учитывать изменения внешнего окружения. Непрерывное планирование заменяет традиционное годовое планирование и периодические расчеты ожидаемых результатов.

...

Итак, для реализации модели Advanced Budgeting в организациях торговли принимаются во внимание следующие основные аспекты:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. В Беларуси расширены возможности использования инвестфондов

Правительство расширило возможности использования средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов. Согласно постановлению Совмина № 602 от 22.10.2020 средства можно будет направлять на оплату разработки проектной, сметной документации, изыскательских работ, услуг по проведению госэкспертизы архитектурных и строительных проектов, услуг госстройнадзора. За счет инвестфондов могут быть оплачены маркетинговые исследования.

2. Конец дедолларизации? Частично предприятиям разрешили расчеты в иностранной валюте

24 октября на сайте официального опубликования правовых документов появился Указ от 22.10.2020 № 376, который вносит изменения в порядок расчетов, осуществляемых некоторыми организациями, зарегистрированными на территории Беларуси.

3. К 75-летию ООН: Глобальный договор рассказывает о своих достижениях

Глобальный договор - крупнейшая в мире инициатива корпоративной устойчивости, которая объединяет более 11 500 ответственных компании и 3000 некоммерческих организаций из 156 стран мира. Инициатива видит бизнес "силой добра": взяв на себя обязательства по обеспечению устойчивости, бизнес несет общую ответственность за достижение Целей устойчивого развития не только в своей компании, но также в своей стране, регионе и во всем мире.

4. В Беларуси новые условия участия в госсистеме жилищных строительных сбережений

Суть такой системы заключается в возможности граждан накапливать во вкладах (на специальных счетах банков) свои сбережения для получения в дальнейшем средств, недостающих для улучшения жилищных условий, в виде целевых кредитов под проценты ниже рыночных.

5. Указ № 381 вводит новый механизм ответственности за задолженность по платежам в бюджеты

Указ вводит запрет на выплату всех видов премий, в том числе бонусов и вознаграждений, руководству организаций, у которых есть задолженность в Фонд соцзащиты. Ранее запрет на премии действовал при наличии задолженности по платежам в бюджет. Цель нововведения — призвать руководителей более ответственно подходить к уплате взносов в фонд.

6. Как белорусская экономика пережила первую волную кризиса

Как первая волна COVID-19 сказалась на белорусской экономике? Чего ждать с приходом второй волны коронавируса — об этом обозревателю портала "Наше мнение" Павлюку Быковскому рассказывает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.