Положительные и отрицательные стороны внедрения скользящего бюджетирования |
Начнем с того, что обратим внимание на недостаточное применение скользящего бюджетирования как инструмента эффективного управления предприятием и контроллинга. Скользящее бюджетирование представляет собой процесс финансового планирования на предприятии, где период времени делится на несколько этапов, по завершении которых плановые показатели бюджетов предприятия передвигаются на этот же этап вперед. Рассмотрим как положительные, так и отрицательные стороны внедрения скользящего бюджетирования на предприятии, а также условия, которые необходимо соблюдать при внедрении данного инструмента. Переход к скользящему бюджетированию позволит перейти к наиболее гибкой системе управления отдельными проектами и предприятием в целом.
Скользящее бюджетирование представляет собой процесс планирования на предприятии. При данном процессе период времени делится на этапы. После завершения каждого из этапов плановые показатели бюджетов передвигаются на этот же этап вперед. Скользящее бюджетирование является одним из инструментов контроллинга на предприятии.
Каждое предприятие должно осуществлять планирование своих результатов, действий, итоговых показателей. Совершенно очевидным является то, что не существует бюджетов, которые в рамках своего существования оставались бы неизменными.
Чем более точно составляется любой из планов предприятия, тем чаще предприятие будет заниматься перепланированием. Это означает, что издержки предприятия на этот процесс будут расти.
Скользящий бюджет представляет собой бюджет, который постоянно корректируется по прошествии периода за счет добавления к периоду планирования одного интервала времени и вычитания одного истекшего периода.
Следовательно, предприятие располагает планом на последующие 12 или более месяцев. В этом случае сам бюджет постоянно поддерживается в актуальном состоянии, с учетом данных, которые имеются на момент его перепланирования.
Переход предприятия на скользящее бюджетирование целесообразен не для всех предприятий и не во всех ситуациях. Если деятельность предприятия отличается высокой стабильностью или управление организовано строго сверху вниз, то переход на скользящее бюджетирование не имеет смысла.
Скользящее бюджетирование будет эффективным, если на предприятия:
■ с успехом применяется процессный подход к управлению;
■ бизнес-процессы регламентированы;
■ действует контроллинг и другие инструменты регулярного менеджмента;
■ широко используются информационные технологии.
Готовность предприятия к переходу на скользящее бюджетирование во многом зависит от качества действующей системы периодического бюджетирования.
Рассмотрим более подробно перечень условий, которые должны выполняться для успешного перехода, и критериев их оценки на предприятии.
Первое условие — это регламентирующий документ — Положение о бюджетировании.
Критериями оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование являются:
■ Положение отражает реальную финансовую структуру предприятия;
■ Положение отражает действующий порядок бюджетирования;
■ Положение отражает распределение ответственности за реализацию этапов бюджетирования между держателями бюджета и высшим менеджментом предприятия;
■ правила понятны всем участникам бюджетирования и исполняются ими;
■ Положение формирует общую методику планирования финансового результата и других показателей, адекватную с точки зрения высшего менеджмента и акционеров.
Второе условие — это кадровые ресурсы и их профессиональные навыки.
Критериями оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование являются:
■ достаточная квалификация и мотивация персонала;
■ понимание бюджетного процесса и его цели;
■ участники системы бюджетирования видят преимущества ее применения на предприятии и пользуются ими.
Третье условие — это методика бюджетирования для каждого центра финансовой ответственности.
Критериями оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование являются условия, когда:
■ методика позволяет сформировать бюджеты центра финансовой ответственности с достаточной для контроля и анализа детализацией;
■ методика прозрачна и позволяет контролировать логику формирования бюджета;
■ методика используется держателями бюджетов;
■ методика автоматизирована или пригодна к автоматизации.
Отметим, что составление бюджетов центром финансовой ответственности осуществляется им самим при методической поддержке финансово-экономической службы.
Формы бюджетов центра финансовой ответственности разрабатываются в ходе постановки бюджетирования.
Их изменение возможно при последующем внедрении и автоматизации бюджетирования, но по объему оно обычно незначительно, если на предприятии подходят к постановке должным образом.
Перейдем к четвертому условию, а именно методике составления сводного бюджета доходов и расходов баланса.
Критериями оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование являются:
■ методика позволяет сформировать бюджеты с достаточной для контроля и анализа детализацией;
■ методика прозрачна и позволяет контролировать логику формирования бюджета;
■ методика используется специалистами финансовой службы;
■ методика автоматизирована или пригодна к автоматизации.
Пятое условие — это регламентирующие документы по методике контроля отклонений от бюджета.
Критериями оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование являются:
■ методика содержит критерии существенности отклонений;
■ методика определяет правила контроля связанных показателей бюджетов.
Шестое условие — это регламентирующие документы по методике анализа и показатели оценки фактических данных.
Критерии оценки данного условия для успешного перехода на скользящее бюджетирование:
■ методика экономически корректна;
■ методика отражает особенности деятельности предприятия;
■ методика применяется специалистами финансовой службы;
■ использование методики позволяет получить необходимую для держателей бюджета и руководства предприятия информацию;
■ показатели отражают экономическую эффективность деятельности предприятия.
Для оценки готовности предприятия к переходу на скользящее бюджетирование следует установить, выполняется ли каждое из перечисленных условий.
Затем необходимо подсчитать количество положительных и отрицательных ответов, обратить внимание на то, какие пробелы в области бюджетирования есть на предприятии.
Если ответов «да» существенно больше, то предприятие, скорее всего, в большой степени готово к успешному переходу на скользящее бюджетирование.
Подобный анализ можно провести углубленно. Для этого необходимо установить, какие из перечисленных условий более и менее значимы для предприятия.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>