Предотвращение хищений и краж: зачем руководителю полиграф? |
За последние годы в крупных и средних компаниях Беларуси произошло много случаев хищений денежных средств и ТМЦ. Не всегда у руководителей и собственников есть возможность обратиться к следователям и показать «внутреннюю кухню», но всегда есть необходимость выстроить барьеры для предотвращения новых потерь и желание расследовать истинные причины прошлых «влётов».
Основой и крепким фундаментом, обеспечивающим процветание бизнеса, является решение стратегической задачи выстраивания конструктивного взаимодействия между сотрудниками. Безусловно, уровень гармоничного сотрудничества возможен при «базовом» доверии сторон, ибо любые формы контроля всегда требуют привлечения дополнительных ресурсов («энергозатратны»), так как психологическая основа такой установки в сознании индивида — тревога, страх и другие «разрушающие» программы. «Базовое» доверие возможно лишь в сознании личностно зрелого человека, принявшего полную ответственность за все события жизни. Следовательно, формирование корпоративной культуры компании и здоровый психологический климат будут во многом зависеть от решения задачи подбора соответствующих кадров и кропотливая работа с лояльностью персонала.
Многолетний опыт применения метода специального психофизиологического исследования (в дальнейшем СПФИ) при кадровом отборе дает возможность за несколько часов работы получить достаточно обширную информацию о соискателе, в частности:
· проверки искажений автобиографических данных и подлинности документов;
· наличие наркотической и алкогольной зависимости;
· пристрастие к азартным играм;
· наличие долгов или долговых обязательств;
· дисциплинированности и финансовой честности по предыдущим местам работы;
· наличие психических или других заболеваний и отклонений;
· связи с криминальными элементами;
· наличие преступных либо злых намерений;
· проверки истинных мотивов трудоустройства и многие другие интересующие моменты, что позволяет значительно снизить в дальнейшем риск противоправных действий, а в совокупности с психологическим портретом получить целостную картину личности с возможностью прогнозирования поведенческих паттернов реагирования и психологических форм защиты.
Обобщенная статистика разного рода расследований и применение метода СПФИ в ходе служебных разбирательств позволяют сделать вывод, что большинство негативных ситуаций имеют «корни в прошлом», иногда довольно длительный латентный период созревания. Этому способствует в первую очередь отсутствие стандартов в работе соответствующих служб и отделов, недостаточное качество изучения личностных особенностей сотрудников, непрофессионализм в работе с лояльностью персонала. Такого рода ошибки чреваты значительными материальными и финансовыми издержками, а иногда могут полностью «положить бизнес». Применение метода СПФИ в направлении периодических (плановых) проверок работающего персонала может принести неоценимую помощь руководителю. Большинство сотрудников «на словах» декларируют лояльность к работодателю, приверженность к ценностям компании, однако глубина метода СПФИ в том, что позволяет увидеть «истинную картину», так как в основе оценки не произносимые, «ласкающие слух слова», а то, что человек в данный момент чувствует, проявленное через эмоциональное реагирование на предъявляемые стимулы.
Практика показывает, что применение метода СПФИ для большинства работодателей сопряжено с некоторыми психологическими барьерами, когда временной и некоторые другие факторы во взаимодействии людей «стирают» границы деловых отношений переходя в личностную плоскость, что проявляется через неловкость и дискомфорт при необходимости поднимать на поверхность болезненные темы, боязнь обидеть человека своим недоверием: «Да я его столько лет знаю», «Как я могу ему не верить?» и.т.д.
Однако реальная практика показывает, что когда случаются серьезные ситуации отклонения от принятых моральных, социальных, правовых норм и правил, звучат другие фразы: «Не могу поверить, что он мог такое сделать?» и тогда «моральный аспект» данной дилеммы у руководителя быстро снимается и «все быстро бегут на полиграф».
Дабы не возник некоторый когнитивный диссонанс, хочу внести ясность касаемо отмеченного в начале статьи «базового доверия» и применение метода СПФИ….
Мое личное убеждение, воплощаемое в жизни через тренинги личностного роста, некоторые программы обучения, отражаемое в корпоративной культуре содержит посыл необходимости выстраивать коммуникации на уровне «базового доверия», ибо достижение уровня отношений «взрослый — взрослый» в бизнесе — это построение идеальной и совершенной системы. Оценка кадрового потенциала, опыт социометрических обследований коллективов показывает, что многие люди в некоторой степени инфантильны, в «здесь и сейчас» далеко «не идеальны» и находятся под действием некоторых «негативных программ и сценариев жизни». Поэтому придерживаясь и следуя своему «пути», через уважение и признание в каждом его человеческой природы, позиция мудрого руководителя заключается в своевременном выявлении любыми доступными формами и методами всех форм деструктивных проявлений с целью обезопасить себя и свой бизнес. В данном контексте использование метода СПФИ в рамках стандартов безопасности компании никоим образом не унижает честь и достоинство человека, а становится обычным правовым актом, как необходимость принести трудовую книжку в бухгалтерию или пройти медицинское об- следование для получения водительского удостоверения.
<...>