Преференциальный инвестиционный проект и специальный инвестиционный договор: комментарий к новой редакции Закона «Об инвестициях» |
Законом Республики Беларусь от 08.01.2024 № 350-З (далее — Закон № 350-З) в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон об инвестициях).
В обновленный Закон об инвестициях, который раньше содержал 23 статьи, а теперь — 52, включены нормы о реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности (будут определяться Советом Министров Республики Беларусь) как в рамках инвестиционных договоров, так и в качестве преференциальных инвестиционных проектов. Также предусмотрены основы поддержки инвесторов в виде бюджетных трансфертов. В первом разделе Закона об инвестициях дана расшифровка новых терминов, используемых в документе: прежде всего новых форм реализации инвестиционных проектов — «преференциальный инвестиционный проект» и «специальный инвестиционный договор».
Предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий:
1) в рамках обновленного института инвестдоговоров предусматриваются:
· условия применения гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства (так называемая стабилизационная оговорка) в течение 5 лет с даты вступления в силу инвестдоговора;
· возможность возмещения части затрат, понесенных в связи с созданием объектов магистральной и распределительной инфраструктуры в отдельных (нуждающихся в дополнительной поддержке) регионах;
· актуализируются как льготы, уже известные в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10), так и закрепляются новые — по налогу на прибыль, а также в области архитектурной и строительной деятельности, земельных отношений;
2) предусматривается заключение специальных инвестиционных договоров.
Новые формы реализации инвестпроектов
Преференциальный инвестиционный проект представляет собой форму реализации инвестиционного проекта, главная особенность которого — упрощенный порядок взаимодействия инвестора и государства без заключения инвестиционного договора, но с предоставлением необходимых льгот и преференций, предусмотренных Законом об инвестициях. Главный критерий для получения статуса преференциального инвестиционного проекта — соответствие приоритетному виду деятельности, перечень которых будет определяться Правительством, а в отдельных случаях на местном уровне — местными органами исполнительной власти. Подтверждением преференциального статуса инвестиционного проекта станет его включение в соответствующий перечень. Предполагается, что инвестор, выбравший такую форму реализации инвестпроекта, сможет быстрее приступить к его реализации без дополнительных согласований и уведомлений, получив самую необходимую поддержку государства.
Специальный инвестиционный договор является особым видом инвестиционного договора и разработан с учетом аналогичного опыта России. Он призван увеличить степень локализации в производстве и способствовать созданию новых импортозамещающих производств. Главное его условие — организация производства усовершенствованной продукции с возможностью ее последующей реализации госпредприятиям посредством проведения государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника по фиксированным ценам. То есть основное новшество здесь заключается в том, что государство будет приобретать произведенные инвестором товары на условиях заранее оговоренного объема и заранее установленных цен, а требования по объему инвестиций будут отсутствовать. Заключать такие договоры планируется на конкурсной основе.
Правом заключения инвестиционных договоров будут обладать республиканские органы госуправления, подчиненные Совмину, Мингорисполком и областные комитеты, Управление делами Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте. Из полномочий Президента выведено определение особенностей заключения инвестиционных договоров, что стало полномочиями Совмина. За главой государства сохранено лишь право определения особенностей заключения инвестиционных договоров в отношении недр, а также право устанавливать меры поддержки для реализации инвестиционных проектов, не предусмотренных Законом об инвестициях.
При этом данный Закон предусматривает возможность и для прямого вмешательства Президента в отношения, регулируемые указанным НПА, в частности, п. 2 ст. 9 предусмотрено право Президента устанавливать особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом об инвестициях, что как раз предполагает возможности для принятия Президентом указов и подзаконных актов в случае такой необходимости.
Новой редакцией Закона об инвестициях предусматриваются и меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов.
Так, в областях будут реализовываться преференциальные инвестпроекты:
1) для их реализации не требуется заключение договора, а достаточно принятия исполкомом решения о включении инвестпроекта в перечень преференциальных инвестпроектов. Такие решения будут отражать основные условия реализации префпроекта;
2) по преференциальным инвестпроектам будут предоставляться актуализированные льготы и преференции, уже известные по Декрету № 10.
Поддержка в виде бюджетных трансфертов предусмотрена для инвесторов — юридических лиц Республики Беларусь, реализующих инвестпроекты по приоритетным видам деятельности. Условия (критерии), которым должны будут соответствовать инвестпроекты, претендующие на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов, будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.
Ранее заключенные инвестиционные договоры продолжат реализовываться на условиях, которые были определены до вступления в силу статьи 4 Закона № 350-З.
За некоторыми исключениями Закон № 350-З вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования. После вступления в силу обновленной редакции Закона об инвестициях Декрет № 10 утратит свою силу. При этом действие Закона не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу данного Закона, за исключением статей, связанных с изъятием у инвесторов земельных участков, предоставленных в рамках договора, и не законсервированных объектов незавершенного строительства с целью их последующей реализации госорганами, — эти положения будут работать для всех инвестиционных договоров, включая ранее заключенные.
Задача — развитие инвестиционного цикла
Наращивание инвестиций в основной капитал представляется властям способом противодействия санкционному давлению и поддержки роста экономики Беларуси. Правда, эксперты отмечают, что значительная часть вложений — это бюджетные деньги и льготные кредиты, что несет определенные риски в перспективе.
Комплекс мер по запуску нового инвестиционного цикла утвердили в 2022 году. Он предусматривает создание благоприятной инвестиционной среды и условий для формирования «длинных денег в экономике». Один из блоков мер упраздняет избыточные технические и административные нормы и процедуры при возведении промышленных объектов. Эксперты оценивают, что, оптимизировав все эти процессы, можно сэкономить до 20–30 % инвестиционных затрат на всех этапах — от проектирования, строительства, оснащения технологическим оборудованием до сдачи объекта. При этом сроки строительства сократятся как минимум в полтора раза.
Под новую законодательную базу формируется и пул инвестпроектов. В частности, во всех районах Беларуси хотят запустить как минимум по одному новому производству. Ключевой посыл — восстановление экономического роста и предотвращение оттока людей из райцентров в крупные города. Изначально составили перечень из 129 инвестпроектов по принципу «один район — один проект» общей стоимостью 4,3 млрд руб. Впоследствии список расширили до 156 проектов, предусматривающих создание более 9 тыс. новых рабочих мест. В 2023 году планировалось ввести 33 проекта, завершена реализация 10 из них, появилось более 800 рабочих мест.
Во всех случаях ключевые источники финансирования — собственные средства предприятий и кредиты банков. Проблема в том, что западные санкции ограничили доступ Беларуси на европейский рынок капитала и возвели барьеры для поставки новых технологий и оборудования. Но ставить все на паузу тоже не вариант. Чтобы преодолеть технологическое отставание, Беларуси надо восполнять недостаток инвестиций последних лет, прирастать не менее чем на 20 % ежегодно. Сложный период требует нестандартных решений для запуска нового инвестиционного цикла.
<...>