Привлечение учредителей и руководителей организаций к субсидиарной ответственности при экономической несостоятельности |
Каковы условия привлечения учредителя, собственника, руководителя организации к субсидиарной ответственности по долгам предприятия при экономической несостоятельности?
По общему правилу, закрепленному нормами
статьи 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.
В соответствии с частями второй и шестой
статьи 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
В соответствии с нормами
подпункта 5.6 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) установлено, что собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.
Таким образом, с момента вступления в силу
Декрета № 7, а именно с 26.02.2018 условием привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, признанного экономически несостоятельным, являются умышленные действия лица, вызвавшие экономическую несостоятельность. Для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности необходимо не только совершение тех или иных действий в ущерб экономической эффективности деятельности организации, но и доказуемость умышленного характера таких действий и их причинно-следственная связь с наступившим банкротством.
От редакции:
Указ от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»
Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» в качестве одного из положений содержит п. 23, который касается привлечения руководителей, участников, собственников к субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц — банкротов. Указ № 143 вводит обратную силу для п. 5.6 Декрета № 7, который в свое время ограничил основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-банкрота только виновными (умышленными) действиями руководителей и учредителей, повлекших банкротство. (Ранее основаниями являлись не только действия, но и бездействия, повлекшие банкротство юридического лица, а также несвоевременная подача (неподача) заявления о банкротстве).
Указ № 143 распространяется на вынесенные до 25 февраля 2018 г. (включительно) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены по состоянию на 26 апреля 2020 г. (дату вступления в силу Указа № 143) в полном объеме либо в какой-то части.
Эти судебные постановления могут быть предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 Хозяйственного процессуального кодекса (далее — ХПК).
Вместе с тем с учетом целей Указа № 143 не совсем понятно, какое отношение п. 23 имеет к защите экономики от последствий мировой эпидемиологической ситуации.
Закрепляя правило, направленное на возможность пересмотра ранее вынесенных постановлений о привлечении к субсидиарной ответственности, законодатель преследует цель помощи некоторым лицам, против которых ранее были вынесены решения о привлечении к субсидиарной ответственности, но которые не рассчитались по таким решениям. В результате определенных судебных процедур некоторые из этих лиц имеют возможность добиться вынесения новых судебных решений в свою пользу.
Подчеркнем, что Указом субсидиарная ответственность не отменена.:
Во-первых, Указ № 143 автоматически не освобождает должников от исполнения обязательств по вступившим в силу судебным постановлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, не является амнистией или прощением долга. Он дает возможность инициировать специальную судебную процедуру пересмотра решений судов — возобновление по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с приданием обратной силы п. 5.6 Декрета № 7.
Во-вторых, Указ № 143 не отменяет субсидиарную ответственность, не исключает привлечения к субсидиарной ответственности в настоящее время и в будущем, не приостанавливает рассмотрение текущих или будущих дел о привлечении к субсидиарной ответственности.
При рассмотрении всех текущих и будущих дел о привлечении к субсидиарной ответственности должны применяться положения п. 5.6 Декрета № 7.
Ранее, после издания Декрета № 7, велась дискуссия относительно того, имеет ли он обратную силу, т.е. распространяется ли на судебные постановления, вынесенные до его вступления в силу. Сложившаяся в 2018–2019 гг. судебная практика дала отрицательный ответ на данный вопрос.
В свою очередь п. 23 Указа № 143 прямо указывает, что Декрет № 7 имеет обратную силу применительно к судебным постановлениям, принятым до 25 февраля 2018 г., т.е. дает возможность пересмотра этих судебных постановлений и нового рассмотрения ранее рассмотренных дел о привлечении к субсидиарной ответственности с применением правил п. 5.6 Декрета № 7.
Могут быть пересмотрены только те судебные постановления, которые не исполнены полностью, либо не исполнены в части, но только в той части, в которой они не исполнены.
Представляется, что даже если по итогам пересмотра будет отказано в привлечении к субсидиарной ответственности, ответчик не сможет претендовать на возврат денежных средств, которые он ранее уплатил во исполнение ранее вынесенного судебного решения.
Пункт 23 Указа № 143 дает возможность бывшим ответчикам инициировать пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 ХПК.
Суды сами не будут инициировать пересмотр ранее вынесенных судебных постановлений о привлечении к субсидиарной ответственности. Аналогично не стоит ждать такой инициативы от взыскателей по исполнительным производствам и судебных исполнителей.
Пока вступившее в законную силу судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности не отменено — оно законно и должно исполняться.
Инициировать пересмотр может само лицо, привлеченное к ответственности. Кроме того, такое право также имеют должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора (Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и их заместители), но для этого опять-таки нужно к ним обратиться.
Ответчик должен обратиться в суд с заявлением об отмене судебного постановления и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а не с апелляционной, кассационной, надзорной жалобой или иным заявлением.
Заявление следует адресовать в тот суд и в ту инстанцию, которые разрешили дело по субсидиарной ответственности по существу, т.е. вынесли постановление о привлечении к субсидиарной ответственности.
Заявление должно отвечать требованиям по форме и содержанию согласно ст. 320 ХПК и не облагается государственной пошлиной.
Для юристов. Статья 319 ХПК предусматривает закрытый перечень оснований для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обстоятельства, указанные в п. 23 Указа № 143, не подходят ни под одно из содержащихся в законе оснований. Полагаем, что целесообразно в заявлении о пересмотре прямо ссылаться на п. 23 Указа № 143 и общие положения главы 34 ХПК.
В соответствии со ст. 320, 321 ХПК заявление может быть подано не позднее 3 месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств, в данном случае — в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа № 143, т.е. с 26 апреля 2020 г.
Указанный 3-месячный срок может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительным причинам, при наличии соответствующего ходатайства.
<...>