Войти Регистрация
Расчет части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет по Указу № 637: нестыковки законодательства или возможность уменьшить?

Расчет части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет по Указу № 637: нестыковки законодательства или возможность уменьшить? |

Автор Василий Пасевич, аудитор Василий Пасевич, аудитор
Номер № 2/2021
Количество просмотров 514
Автор прибыль, прибыль, дивиденды, дивиденды, бюджет, бюджет, Указ № 637 Указ № 637

При чтении Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее — Указ № 637) видны нестыковки с нормами Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) (с изм. и доп.) и основными подходами, изложенными в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК).

Плательщиками части прибыли в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней являются:

  • республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения;

  • хозяйственные общества с долей Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц — пропорционально их долям в уставных фондах этих хозяйственных обществ. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ.

Данный порядок распространяется также на страховые организации и хозяйственные общества, доли в уставных фондах которых принадлежат Национальному банку Республики Беларусь.

При этом важно отметить, что указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ.

При сравнении части перечисляемой прибыли (дохода) с дивидендами (п. 1.1 Указа № 637) обращают на себя внимание нормы Закона о хозобществах (ст. 72 и 96).

В частности, эти статьи предусматривают, что хозяйственные общества не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов (части прибыли), а также выплачивать дивиденды (часть прибыли) своим акционерам (участникам) в следующих случаях:

1.         акционерные общества:

  • уставный фонд акционерного общества оплачен не полностью;

  • стоимость чистых активов акционерного общества меньше суммы его уставного фонда и резервного фонда либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;

  • акционерное общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов;

  • не завершен выкуп акций акционерного общества по требованию его акционеров в ситуации, когда акционер не голосовал или голосовал против реорганизации акционерного общества, изменения его устава, в части прав акционеров, повлекшее ограничение этих прав, или совершения обществом крупной сделки;

2.         общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью):

  • до полной оплаты уставного фонда общества;

  • до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества в случаях, установленных Законом о хозобществах;

  • если общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер приобретается этим обществом в результате такой выплаты;

  • если на момент принятия указанного выше решения о распределении прибыли либо на момент выплаты части прибыли стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов или станет меньше их суммы в результате такой выплаты.

Несмотря на это, в Указе № 637 об исчислении и перечислении в бюджет части прибыли (дохода), с учетом норм ст. 72 и 96 Закона о хозобществах, даже не упоминается. Получается двоякое понимание норм Указа № 637 (учитываются или не учитываются нормы Закона при исчислении части прибыли). Разрешить данный вопрос может только законодатель.

Не только выплата дивидендов может привести к образованию убытков организации, о чем будет сказано далее.

База для исчисления платежа

Порядок исчисления части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет унитарными предприятиями, государственными объединениями и хозяйственными обществами, установлен п. 1.2 Указа № 637. Эта часть прибыли исчисляется от разницы между прибылью, полученной от осуществления всех видов деятельности, включая разницу между иными доходами и расходами, и суммой:

  • ...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как пополнить оборотку строительным организациям? Разрешено использовать 50% накопленного гарантийного фонда

Указом снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока. Этот размер теперь будет 0,5% от стоимости работ вместо прежних 1,5%.

2. Крутой обсудил с бизнес-союзами предложения КГК по налогам для ИП

Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой провел встречу с руководителями ведущих деловых ассоциаций, на которой обсуждались предложения КГК по изменению системы и порядка налогообложения ИП и сокращению наличного денежного оборота, а также вопросы формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий деятельности для субъектов хозяйствования сферы ЖКХ. Были также подняты вопросы реализации положений Директивы №4.

3. С 9 июля в Беларуси вводится новый порядок регистрации резидентами валютных договоров

С 9 июля валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Беларуси необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка. Регистрировать необходимо валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 4 тыс. базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также постановлением от 12.02.2021 № 37 определен перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор необходимо регистрировать.

4. Об эксперименте по непроставлению отметок таможенных органов

Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 установлено, что с 1 марта 2021 г. при совершении в электронном виде таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются.

5. Опубликованы Основы макропруденциальной политики Национального банка

Целью документа является разъяснение общественности применяемых подходов к проведению макропруденциальной политики в рамках формирования системы по обеспечению финансовой стабильности как одной из ключевых предпосылок для устойчивого экономического роста. В нашей стране создан Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят представители Совета Министров, Национального банка и других госорганов.

6. Депутат: «Сбор за пересечение границы будут взимать не ранее следующего года. Если такое решение примут»

В начале года бурю обсуждений вызвало предложение ввести новый налог — за пересечение границы на авто хотят брать 87 рублей. Негодование вызвал сам факт взимания денег за передвижение автомобилиста за рубеж, факт возможности покинуть страну на машине только за плату. Во время круглого стола по вопросам законодательных нововведений подняли тему не самого существования налога, а в первую очередь сроков его реализации.