Резидентам Украины разрешено продать или обменять безналичные белорусские и российские рубли |
Нацбанк Украины разрешил клиентам банков до конца года продать или обменять безналичные белорусские и российские рубли. Об этом говорится на сайте регулятора. При этом бизнесу нужно учитывать несколько условий:
· нужно, чтобы банки-нерезиденты (кроме банков — резидентов Беларуси и России, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры), в которых открыты корреспондентские счета банков-резидентов в белорусских/российских рублях, в одностороннем порядке приняли решение о конвертации (обмене) рублей в другую валюту;
· продажа (обмен) белорусских/российских рублей возможна по заявлению клиента банка один раз по каждому из видов валюты — российских рублей и белорусских рублей.
Эти возможности предоставлены бизнесу с 7 февраля.
Ранее постановлением Нацбанка Украины от 24.02.2022 № 18 (далее — постановление № 18) были запрещены любые денежные операции с белорусскими и российскими рублями. Однако в ноябре 2023 г. Верховная Рада сделала исключение для единоразовой безналичной продажи рублей — этот закон вступил в силу с 24 декабря 2023 г.
Анализируя нормы современного украинского законодательства, мы приходим к выводу, что по-прежнему прямое перечисление средств в любой валюте на счета резидентам Республики Беларусь остается под запретом. Постановление Нацбанка Украины не конкретизировало новых запретов по перечислениям в третьи страны и не содержит новых запретов, оставив эту тему для маневра самих субъектов хозяйствования.
Напомним, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» белорусские компании обязаны обеспечивать репатриацию денежных средств по валютным договорам, то есть зачисление на свои счета в белорусских банках выручки от экспорта или возврата авансов, если партнер не выполнил свои обязательства по импорту. При этом законодательство не устанавливает конкретных сроков репатриации. Предприятия вправе определить их самостоятельно. Для этого к сроку исполнения нерезидентом обязательств, установленному договором, нужно добавить период, необходимый для банковского платежа, перевода. Первоначально согласно инструкции этот период не должен был превышать 30 календарных дней. Исключение делалось для случаев замораживания иностранными банками денежных средств и блокирования финансовых операций из-за международных санкций.
Однако, так как Нацбанк Украины постановлением № 18 запретил украинским банкам совершать какие-либо расчеты с белорусскими компаниями, Нацбанк Беларуси разрешил включать период действия объявленного Украиной моратория в срок репатриации по внешнеторговым договорам с украинскими компаниями, заключенным до 24 февраля 2022 г. Такой мораторий признается обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим исполнению резидентами Украины своих обязательств.
Напомним также, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2023 № 753 «О создании резервов» (далее — постановление № 753) коммерческие организации получили право создать 31 декабря 2023 г. резервы под обесценение авансов по числящимся на указанную дату суммам авансов (предварительной оплаты), выданным с 1 января 2021 г. до 8 апреля 2022 г.:
· по договорам, срок исполнения обязательств или срок возврата авансов (предварительной оплаты) по которым истек 31 декабря 2023 г.;
· организациям, местом нахождения которых являлась Украина или государство, определенное в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 № 209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц».
Право создавать данные резервы не распространяется на банки, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», небанковские кредитно-финансовые организации.
Резервы под обесценение авансов создаются на конкретную дату — 31 декабря 2023 г. Не предусматривается возможность создания резервов на иные даты.
Согласно нормам постановления № 753 резервы под обесценение авансов создаются в порядке, аналогичном порядку бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам. Резервы по сомнительным долгам создаются в порядке, предусмотренном гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (с изменениями, внесенными постановлением от 22.12.2018 № 74).
Также Министерством экономики Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов и Госимуществом были даны рекомендации о неначислении амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам, находящимся на территории Украины, без принятия дополнительного решения Правительства Республики Беларусь (письмо от 20.04.2022 № 21-02-16/3767).
В частности, в случаях, когда организациями утрачен контроль над имуществом, находящимся на территории Украины, в том числе по причинам форс-мажорного характера (за исключением стихийных бедствий), противоправных действий в отношении имущества, достоверно неизвестно его местонахождение, целостность и сохранность, а также возможность возврата в Республику Беларусь, может иметь место «недостача имущества».
При этом стоимость недостающего имущества до момента возврата его организации, взыскания или списания его стоимости в соответствии с действующими нормами законодательства учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и объектом начисления амортизации не является.
По данным Белстата, на 1 февраля 2023 г. задолженность украинских компаний белорусским организациям составляла 289,7 млн руб. Это на 28,8 % меньше, чем год ранее. Одновременно долги белорусских компаний украинским оцениваются в 266,3 млн. Это на 42,6 % меньше, чем годом ранее. Просроченная задолженность украинских компаний белорусским за 2022 год выросла в 9,3 раза, до 128 млн руб., а белорусских украинским — в 4,8 раза, до 202,3 млн руб.
<...>