Секреты успешной разработки операционных бюджетов для целей контроллинга предприятий розничной торговли |
В статье уделено внимание бюджетированию как эффективному инструменту контроллинга розничной торговой сети. Принцип использования инструмента бюджетирования в контроллинге напрямую зависит от вида деятельности компании. Описана специфика ритейла и особенности торговой деятельности, влияющие на структуру операционных бюджетов, которые в свою очередь являются отправной точкой в процессе бюджетирования.
Контроллинг в торговой организации — это целостная интегрированная система управления, которая снабжает топ-менеджеров актуальной информационно-аналитической и методологической поддержкой для принятия качественных управленческих решений, способствующих повышению результативности деятельности торговой организации.
Актуальность системы контроллинга связана с тем, что она собрала в себе целый комплекс экономико-управленческих аспектов: менеджмент, финансово-экономический анализ, финансовый и управленческий учет, управление информационными потоками, планирование и бюджетирование; что позволяет стандартизировать контрольные индикаторы, планировать и контролировать степень определенных ранее целей.
Наиболее распространенными инструментами контроллинга являются ABC-анализ, система сбалансированных показателей, SWOT-анализ, KPI (Key Performance Indicators).
Однако, учитывая нюансы сферы розничной торговли: отсутствие полного производственного цикла и калькулирования себестоимости, наличие широкого ассортимента товаров, разнородность структуры активов, специфичность организационной и финансовой структуры, — на наш взгляд первостепенным инструментом контроллинга торговой сети выступает система бюджетирования.
Бюджетирование в рамках контроллинга позволит руководителям торговой сети решить тактические задачи по управлению компанией, усовершенствовать бизнес-процессы, повысить эффективность использования ресурсов, оценить успешность выбранной стратегии развития, принять оперативные управленческие и экономические решения корректирующего характера.
Инструмент бюджетирования в системе контроллинга торговой сети необходимо применять с учетом особенностей процесса торговой деятельности, принципов и структуры сетевого ритейла.
Бюджетирование считается эффективным инструментом контроллинга, если при составлении бюджетов выполняются требования:
- существует возможность прогнозирования и сравнения;
-
движение информационных потоков систематизировано, ответственность за ее формирование и представление распределена;
-
бюджеты содержат точную, подробную и своевременную информацию;
-
бюджеты приемлемы для внутренних пользователей компании.
Фундаментом инструмента бюджетирования являются операционные бюджеты, поскольку на их основе составляются бюджеты финансового уровня, генеральный бюджет; поэтому для того, чтобы определить насколько эффективно используется инструмент бюджетирования для целей контроллинга в ритейл-компаниях, нами оценено текущее состояние операционных бюджетов двух розничных торговых сетей.
В ходе оценки и анализа современного состояния структуры операционных бюджетов торговых сетей ДВФО выявлен ряд несовершенств: недостаточная детализация статей бюджетов, низкая информативность операционных бюджетов; структура бюджетов не учитывает особенностей сетевого ритейла, а основывается только на общей специфики торговой деятельности.
Учитывая текущее положение дел, а именно то, что торговая сеть представляет собой совокупность торговых точек не только для реализации товаров, но и для обслуживания покупателей, которое направлено на удовлетворение покупательского спроса. При разработке операционных бюджетов важно учесть две особенности, присущие розничным торговым сетям.
Во-первых, в современных ритейл-компаниях для удобства покупателей создали несколько видов кассового обслуживания: кассы самообслуживания, экспресс-кассы (для покупателей с ограниченным количеством покупаемого товара) и стандартные кассы;
Во-вторых, торговая сеть для поставщиков продуктов и товаров является самым идеальным каналом сбыта, поэтому они готовы идти на любые условия, чтобы оказаться на их полках. Так производители и торговые компании отправляют своих представителей — мерчендайзеров — для выкладки товара и дальнейшего контроля всего ассортимента компании-поставщика на полках торговой сети.
Включая в структуру бюджетов такую аналитику, вытекающую из специфики ритейла, руководство сможет принять решения:
...
Исходя из данных особенностей, отличающих сетевой ритейл от других розничных и оптовых торговых организаций, целесообразно структурировать бюджет продаж торговой сети следующим образом (табл. 1).
...
Другие операционные и финансовые бюджеты торговой сети по существу построены на информации, содержащейся в бюджете продаж. После того, как определен плановый объем продаж производится планирование бюджета закупок (табл. 2), составление которого происходит путем прогноза запасов товаров и рассчитывается следующим образом:
...
Бюджет коммерческих расходов — это следующий этап разработки операционного бюджета. В основе эффективного бюджетирования затрат в торговой деятельности заложена основательная система аналитического учета затрат. Чем выше уровень детализации затрат, тем выше качество управления ими, то есть увеличивается информационно-аналитическая поддержка руководителей для принятия управленческих решений, что отвечает целям контроллинга торговой сети.
Бюджет коммерческих расходов должен гарантировать выполнение бюджета продаж и иметь следующую структуру (табл. 3).
...
Подробнее читайте в статье.
<...>