Участникам ВЭД: Россия планомерно открывает электронные таможни

Участникам ВЭД: Россия планомерно открывает электронные таможни |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Количество просмотров 394
Автор ЕАЭС, ЕАЭС, Таможенный кодекс, Таможенный кодекс, экспорт, экспорт, импорт импорт

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ намерена открыть четыре электронные таможни в 2020 году - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и в одном из городов на Дальнем Востоке. Об этом в интервью ТАСС сообщил глава ведомства Владимир Булавин.

«В этом году мы завершаем второй этап. В настоящее время у нас созданы электронные таможни в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, в Минеральных водах, центры электронного декларирования в Калининграде, Новороссийске и Владивостоке, в Московской областной и Акцизной таможнях, Балтийский и Авиационный ЦЭДы. До конца года мы создадим электронную таможню в Сибирском федеральном округе, в Красноярске и центр электронного декларирования Центральной энергетической таможни. В следующем году будут также созданы четыре электронные таможни - в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке, в Ростове-на-Дону и в Москве», - указал Булавин, добавив, что в 2019 году в электронных таможнях и центрах электронного декларирования оформляется уже 60% всех таможенных деклараций.

Глава ФТС также отметил, что ведомство намерено довести количество автоматически регистрируемых деклараций до 70% по экспорту и 60% по импорту в этом году, автоматически выпускаемых - до 60 и 50% соответственно. При этом полная автоматизация работы таможенной службы, по мнению Булавина, на данный момент невозможна.

«Полная автоматизация невозможна, пока существует система запретов и ограничений, которые таможня должна соблюдать. Скажем, у нас под эту систему запретов и ограничений сейчас попадает порядка 40% всех перемещаемых через границу товаров. Поэтому мы достаточно активно работаем с ФСТЭК и ФСВТС (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - прим. ТАСС) для того, чтобы создать у них информационные ресурсы и, самое главное, получить автоматический доступ к их информационным ресурсам. Речь идет об экспортном контроле, о товарах двойного назначения и тому подобное. Конечно, попадающий под такие ограничения сектор нужно целенаправленно снижать», - пояснил он.

Центральными положениями Таможенного кодекса ЕАЭС, по которому мы начали жить с января 2018 года обозначены:

  1. Приоритет электронного таможенного декларирования. Основным направлением стало развитие информационных технологий. Возможность письменной формы декларирования пока останется для: транзита, в отношении личного имущества, для транспортных средств международной перевозки (книжки МДП), для международных почтовых отправлений, и при использовании коммерческих документов в качестве таможенной декларации.
  2. Непредставление при таможенном декларировании совместно с таможенной декларацией документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Старое законодательство предусматривало необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация. Новый Таможенный кодекс прямо установил обратное (п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС). 
  3. Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций (ст. 80). Эта тема все еще активно обсуждается, но пока никак не реализовывается.
  4. Использование предварительной информации, поданной в виде электронного документа, при совершении таможенных операций при прибытии, временном хранении и таможенном декларировании. Правда, это и сейчас уже работает, но не на всех видах транспорта.
  5. Осуществление взаимодействия декларанта и иных заинтересованных лиц с таможенным органом в электронном виде. При этом, по всему Кодексу такое взаимодействие предусмотрено и в письменном и электронном виде. 
  6. Совершение отдельных таможенных операций автоматически, посредством работы информационных систем. Т.е. таможенные операции совершаются информационной системой, без участия должностных лиц. И это уже работает.

...

Начнем, пожалуй, с регистрации ДТ: срок регистрации (отказа в регистрации ДТ) сокращен до 1 часа. И это работает.

Пополнился список оснований для отказа в регистрации:

  • Несоблюдение формы таможенного декларирования.
  • Товары (за исключением ПТД и ПДТ, а также перемещаемые трубопроводом и ЛЭП), не находятся на территории государства, таможенному органу которого подается ДТ.
  • В отношении товаров не соблюдены особенности (при их наличии) таможенного декларирования, которые устанавливаются на национальном уровне.

На выпуск товаров теперь дается 4 часа. Но если у вас запросили документы из перечня в гр. 44, назначен таможенный досмотр, или, например вы сами обратились в таможенный орган с внесением изменений или дополнений сведений, заявленных в ДТ, либо не выполнили вовремя требование таможенного органа о внесении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ (причем в первые 4 часа с момента получения такого требования), то срок выпуска продлевается на 1 рабочий день. Дальше больше, срок выпуска по определенным основаниям может быть продлен до 10 дней и более.

Как будет осуществляться диспетчеризация деклараций на товары? На Международном таможенном форуме первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, наглядно продемонстрировал, по каким критериям и параметрам декларации будут распределяться по ЦЭДам:

Схема диспетчеризации ДТ

На первом этапе ДТ будет проверена на наличие в ней энергетических и акцизных товаров, они подпадают под компетенции энергетической и акцизной таможен и такие декларации автоматически будут уходить в эти таможенные органы.

Следующий этап проверки будет проходить по видам транспорта (определение мест декларирования, например, морской и воздушный транспорт - декларирование на границе).

Далее по месту налогового учета декларанта. Т.е., если декларант на учете в налоговом органе Московского региона, то его декларация будет отправляться на обработку в Центр электронного декларирования, который обслуживает Московский регион. Будут, конечно, учитываться и место нахождения товара, и нештатные ситуации, но в целом предполагается именно такая схема. 

Бизнес уже несколько раз обращался к таможенным органам России с запросом по расширению возможности электронного декларирования, например, при помещении товаров под процедуры переработки (пока это будет осуществляться в таможнях фактического контроля). Руководство ФТС обещает в будущем проанализировать востребованность этих процедур и возможность их перевода в формат электронных таможен.

Что касается пожеланий бизнеса и его ожиданий от электронного декларирования, которые были озвучены в ходе Международного таможенного форума 2018:

  • Исключение необходимости контактов между участниками ВЭД и должностными лицами, т.е. взаимодействие исключительно в электронном виде. С этим, конечно, придется еще поработать, т.к. далеко еще не все сервисы переведены в электронный формат.
  • Оформление в ЦЭД любой процедуры, как уже было сказано, пока в ЦЭДах будут оформляться только три процедуры.
  • Смещение акцента на контроль после выпуска.
  • Авторегистрация и автовыпуск.
  • Унификация требований различных таможенных органов при таможенном оформлении однотипных товаров.

По мнению бизнеса-сообщества, реализация этих ожиданий позволит в дальнейшем сократить издержки, связанные с таможенным оформлением и снизить влияние человеческого фактора на принимаемые решения.

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.