Утилизационный сбой? Кто станет новыми жертвами проекта указа о депозитной (залоговой) системе? |
«Действующая в Беларуси система сбора, обращения, переработки отходов и стратегические планы по ее развитию не соответствуют современным требованиям, система затратна и неэффективна», говорится в письме за подписью председателя ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Николая Ладутько.
«В стране внедрены только некоторые элементы Системы природно-экономического учета (СПЭУ), которые приняты ООН в 2012 году в качестве стандартов. Статистика отходов — одно из самых востребованных и активно развивающихся направлений в мире, но в Беларуси по различным причинам находится в зачаточном состоянии. Соответственно, многие ключевые параметры, которые касаются движения основных материальных ресурсов в экономике, образования отходов, их морфологии, распределения, вовлечения в экономику и другие важнейшие параметры не оцифрованы. Фрагментарная первичная информация не позволяет научно-обоснованными методами просчитывать концепции и проекты в области сбора и переработки отходов, оценивать их экономическую эффективность», — говорится в письме.
Эксперты отмечают, что в мире существуют современные технологии разделения отходов потребления на полезные фракции непосредственно на мусороперерабатывающих предприятиях. А вот принятая в качестве единственной модель раздельного сбора мусора не отвечает современным технологическим тенденциям, внедряемым в развитых странах.
«В стране практически отсутствует система обращения многоразовой потребительской упаковки. Как результат — огромный импорт сырья и готовой упаковки», — констатируют специалисты.
Депозитная (залоговая) система
Проект указа о внедрении депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки внесен в Правительство — сообщает начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун.
«Проект указа о депозитной (залоговой) системе разработан, согласован со всеми заинтересованными и внесен в Правительство. Предусмотрено, что система должна начать действие в течение двух лет с момента его подписания», — сказал Анатолий Шагун.
Система, которую планируется ввести, основана на экономическом стимулировании покупателя: покупая товар в потребительской упаковке, он уплачивает за нее сумму депозита (залога), а при возврате пустой тары получает эти деньги обратно.
Согласно проекту документа, в числе участников системы — управляющая организация, производители и импортеры продуктов (напитков) в потребительской упаковке, субъекты торговли и общественного питания, покупатели. Перечень пищевых продуктов (напитков) и типов потребительской упаковки, на которые будет распространяться депозитная система, будет определен Советом Министров. В настоящее время в него планируется включить упаковку для соков, воды, пива, вин и прочих спиртных напитков емкостью не менее 0,1 л и не более 3 л следующих типов: полимерные фляги, банки и бутылки, стеклянные банки и бутылки, металлические (из жести, алюминия и его сплавов) банки.
Госмонополия и ГЧП
Мы уже отмечали на страницх «Финансового директора», что реализуемая в стране стратегия развития сферы сбора и переработки отходов потребления основана на значительном росте ставок и сумм утилизационных сборов и на их базе инвестирование средств, как правило, в государственные предприятия по переработке различных отходов. Эксперты считают такую модель экономически малоэффективной, наносящей уже сегодня необоснованный ущерб предприятиям, обязанным уплачивать соответствующие стремительно растущие сборы. Более перспективными представляются развитие производств, основанных на принципах государственно-частного партнерства.
Представители бизнес-союзов напоминают, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2018 № 979 с 1 апреля 2019 года в три раза увеличились размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и отходов упаковки для импортеров и производителей с 1 до 3% по 17 товарным группам. «Де-факто в Беларуси возвращен налог с оборота в размере 3%. С 2012 года утилизационный сбор вырос в десять раз», — констатировали эксперты, отметив, что определение ставок утилизационного сбора от контрактной суммы произведенной или импортируемой продукции без учета других характеристик товара нельзя считать справедливым и обоснованным.
Бизнес-союзы предлагают внести корректировки в принятую стратегию развития сферы обращения отходов с учетом современных технологических достижений и требований к экологической безопасности, разработать методологию комплексной оценки эффективности подходов обращения с отходами с учетом затрат на производство упаковки, ее сбор, переработку или утилизацию, что позволит комплексно, на основе агрегированного показателя, оценивать целесообразность внедрения тех или иных мероприятий в области обращения с твердыми бытовыми отходами и выбирать самые эффективные исходя из национальных реалий.
Кроме того, следует внести необходимые изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 313 и другие документы с учетом корректировки стратегии и переработать проект указа Президента Республики Беларусь «О депозитной системе сбора».
Бизнес-союзы также говорят о необходимости вернуть ранее действовавшие ставки для плательщиков утилизационного сбора и внести изменения в указ Президента от 11.07.2012 № 313 в части запрета роста ставок утилизационного сбора выше коэффициента роста инфляции, а в части подхода к установлению ставок утилизационного сбора — с учетом принципов справедливости и обоснованности.
К чему готовиться
Общепит в 99% случаев реализует пищевые продукты в розлив и порционно, следовательно, предъявить депозит к уплате своим потребителям он не сможет. Поэтому не предусмотренные к взиманию с потребителей суммы депозита для общепита будут являться прямыми убытками, следуя логике проекта указа.
По мнению председателя Республиканской ассоциации рециклинга и инноваций при Республиканской конфедерации предпринимательства Михаила Счастного, проект указа, текст которого был доступен для обсуждения, имеет еще одну заранее продуманную ловушку для бизнеса.
«В 2010–2011 годах подобная тактика уже была продемонстрирована Комитетом государственного контроля, когда из предпринимателей «выбивали» экологический налог. По нынешнему проекту указа, если торговля вовремя не перечислит сумму депозита производителям и импортерам пищевой продукции, а те в свою очередь не перечислят управляющей компании, то КГК вспомнит былое и тут же проведет процедуру выбивания с привлечением к административной ответственности. Так что проект указа уже наметил потенциальных «жертв», которыми и станут производители и импортеры пищевых продуктов», — заявил Михаил Счастный.
<...>