Утилизационный сбой? Кто станет новыми жертвами проекта указа о депозитной (залоговой) системе?

Утилизационный сбой? Кто станет новыми жертвами проекта указа о депозитной (залоговой) системе? |

Автор Нина Зельман Нина Зельман
Номер № 11/2019
Количество просмотров 178
Автор тара, тара, депозит, депозит, экология, экология, себестоимсть себестоимсть

«Действующая в Беларуси система сбора, обращения, переработки отходов и стратегические планы по ее развитию не соответствуют современным требованиям, система затратна и неэффективна», говорится в письме за подписью председателя ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Николая Ладутько.

«В стране внедрены только некоторые элементы Системы природно-экономического учета (СПЭУ), которые приняты ООН в 2012 году в качестве стандартов. Статистика отходов — одно из самых востребованных и активно развивающихся направлений в мире, но в Беларуси по различным причинам находится в зачаточном состоянии. Соответственно, многие ключевые параметры, которые касаются движения основных материальных ресурсов в экономике, образования отходов, их морфологии, распределения, вовлечения в экономику и другие важнейшие параметры не оцифрованы. Фрагментарная первичная информация не позволяет научно-обоснованными методами просчитывать концепции и проекты в области сбора и переработки отходов, оценивать их экономическую эффективность», — говорится в письме.

Эксперты отмечают, что в мире существуют современные технологии разделения отходов потребления на полезные фракции непосредственно на мусороперерабатывающих предприятиях. А вот принятая в качестве единственной модель раздельного сбора мусора не отвечает современным технологическим тенденциям, внедряемым в развитых странах.

«В стране практически отсутствует система обращения многоразовой потребительской упаковки. Как результат — огромный импорт сырья и готовой упаковки», — констатируют специалисты.

Депозитная (залоговая) система

Проект указа о внедрении депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки внесен в Правительство — сообщает начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун.

«Проект указа о депозитной (залоговой) системе разработан, согласован со всеми заинтересованными и внесен в Правительство. Предусмотрено, что система должна начать действие в течение двух лет с момента его подписания», — сказал Анатолий Шагун.

Система, которую планируется ввести, основана на экономическом стимулировании покупателя: покупая товар в потребительской упаковке, он уплачивает за нее сумму депозита (залога), а при возврате пустой тары получает эти деньги обратно.

Согласно проекту документа, в числе участников системы — управляющая организация, производители и импортеры продуктов (напитков) в потребительской упаковке, субъекты торговли и общественного питания, покупатели. Перечень пищевых продуктов (напитков) и типов потребительской упаковки, на которые будет распространяться депозитная система, будет определен Советом Министров. В настоящее время в него планируется включить упаковку для соков, воды, пива, вин и прочих спиртных напитков емкостью не менее 0,1 л и не более 3 л следующих типов: полимерные фляги, банки и бутылки, стеклянные банки и бутылки, металлические (из жести, алюминия и его сплавов) банки.

Госмонополия и ГЧП

Мы уже отмечали на страницх «Финансового директора», что реализуемая в стране стратегия развития сферы сбора и переработки отходов потребления основана на значительном росте ставок и сумм утилизационных сборов и на их базе инвестирование средств, как правило, в государственные предприятия по переработке различных отходов. Эксперты считают такую модель экономически малоэффективной, наносящей уже сегодня необоснованный ущерб предприятиям, обязанным уплачивать соответствующие стремительно растущие сборы. Более перспективными представляются развитие производств, основанных на принципах государственно-частного партнерства.

Представители бизнес-союзов напоминают, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2018 № 979 с 1 апреля 2019 года в три раза увеличились размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и отходов упаковки для импортеров и производителей с 1 до 3% по 17 товарным группам. «Де-факто в Беларуси возвращен налог с оборота в размере 3%. С 2012 года утилизационный сбор вырос в десять раз», — констатировали эксперты, отметив, что определение ставок утилизационного сбора от контрактной суммы произведенной или импортируемой продукции без учета других характеристик товара нельзя считать справедливым и обоснованным.

Бизнес-союзы предлагают внести корректировки в принятую стратегию развития сферы обращения отходов с учетом современных технологических достижений и требований к экологической безопасности, разработать методологию комплексной оценки эффективности подходов обращения с отходами с учетом затрат на производство упаковки, ее сбор, переработку или утилизацию, что позволит комплексно, на основе агрегированного показателя, оценивать целесообразность внедрения тех или иных мероприятий в области обращения с твердыми бытовыми отходами и выбирать самые эффективные исходя из национальных реалий.

Кроме того, следует внести необходимые изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 313 и другие документы с учетом корректировки стратегии и переработать проект указа Президента Республики Беларусь «О депозитной системе сбора».

Бизнес-союзы также говорят о необходимости вернуть ранее действовавшие ставки для плательщиков утилизационного сбора и внести изменения в указ Президента от 11.07.2012 № 313 в части запрета роста ставок утилизационного сбора выше коэффициента роста инфляции, а в части подхода к установлению ставок утилизационного сбора — с учетом принципов справедливости и обоснованности.

К чему готовиться

Общепит в 99% случаев реализует пищевые продукты в розлив и порционно, следовательно, предъявить депозит к уплате своим потребителям он не сможет. Поэтому не предусмотренные к взиманию с потребителей суммы депозита для общепита будут являться прямыми убытками, следуя логике проекта указа.

По мнению председателя Республиканской ассоциации рециклинга и инноваций при Республиканской конфедерации предпринимательства Михаила Счастного, проект указа, текст которого был доступен для обсуждения, имеет еще одну заранее продуманную ловушку для бизнеса.

«В 2010–2011 годах подобная тактика уже была продемонстрирована Комитетом государственного контроля, когда из предпринимателей «выбивали» экологический налог. По нынешнему проекту указа, если торговля вовремя не перечислит сумму депозита производителям и импортерам пищевой продукции, а те в свою очередь не перечислят управляющей компании, то КГК вспомнит былое и тут же проведет процедуру выбивания с привлечением к административной ответственности. Так что проект указа уже наметил потенциальных «жертв», которыми и станут производители и импортеры пищевых продуктов», — заявил Михаил Счастный. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Меры по нейтрализации последствий многоуровневого внешнего шока для Республики Беларусь

Адекватность мер реагирования зависит от целого ряда параметров состояния страны. Слепое копирование зарубежного опыта без учета особенностей нашей страны может лишь усугубить кризисные явления. Поэтому выбор мер для нейтрализации системного, структурного кризиса в Беларуси необходимо осуществлять с учетом описанных в статье факторов.

2. Оплата QR-кодом как альтернатива эквайрингу

Метод оплаты без использования терминала, при помощи QR-кода будет интересен интернет-магазинам, кафе, парикмахерским, такси, любым торговым/сервисным предприятиям, а также самозанятым гражданам (ремесленникам). Оплата QR-кодом позволяет бизнес-клиентам принимать платежи без установки терминалов, а их покупателям – оплачивать товары и услуги в один клик - отсканировав QR-код при помощи смартфона!

3. Приостановка действия базового документа еврозоны не окажет значимой поддержки евровалюте

На горизонте нескольких месяцев, в случае необходимости продления карантина, рост финансовой нагрузки на государства может вылиться в долговой кризис, что, напротив, ускорит падение к уровням 2015-2017 годов - ниже 1,05 евро за доллар. Если цены на нефть останутся на низком уровне, то на среднесрочном горизонте Европа сможет рассчитывать на положительный эффект от низких цен на энергоносители. В этом случае повысится вероятность укрепления евро.

4. Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы

Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы. Об этом сегодня журналистам в парламенте сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц прокомментировал возможность предоставления кредитных каникул предприятиям. Пакет мер предусматривает временные послабления для банков с точки зрения требований по управлению рисками.

5. МОТ прогнозирует уровень безработицы. S&P говорит о дефолтах

Около 25 млн человек могут остаться без работы из-за пандемии коронавируса, если правительства стран не отреагируют, говорится в заявлении Международной организации труда (МОТ). В S&P прогнозируют рост корпоративных дефолтов в США и Европе на 10% в текущем году. Ущерб кредитоспособности нанесут падение денежного потока, более жесткие условия финансирования и обвал цен на нефть, считают аналитики.

6. Прогноз: Украину ждет падение ВВП на 4−9% и курс 30−35 грн/USD

Этот прогноз базовый, но то, как развивается ситуация сейчас, свидетельствует, что он может оказаться оптимистическим. ВВП Украины может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривня подешевеет к доллару до 35 грн/USD. Падение на 9% - это такое же падение, как было в Украине в 2015 году.