В чем специфика классификации затрат в управленческом учете предприятий малого и среднего бизнеса |
У любого предприятия, имеющего систему управленческого учета, всегда будет достоверная учетно-отчетная информация для эффективного управления производством, себестоимостью и ценами. И если еще недавно внимание управленческому учету уделялось чаще всего в крупных компаниях, то сегодня ввиду изменившихся рыночных реалий в построении оптимальной системы учета затрат и их классификации нуждаются предприятия малого и среднего бизнеса.
На предприятиях малого и среднего бизнеса (далее — МСБ), как правило, отсутствует механизм постоянного мониторинга их финансового состояния. Экономические вопросы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, руководители таких предприятий решают интуитивно, полагаясь на личный опыт. Тем не менее в условиях возрастающей конкуренции многие современные руководители начинают внедрять такую самостоятельную подсистему бухгалтерского учета, как управленческий учет.
Благодаря системе управленческого учета организация будет располагать необходимой достоверной учетно-отчетной информацией для оперативного управления производством, себестоимостью и ценами, что, в свою очередь, даст ей возможность получить прибыль, сохранить и укрепить свои позиции на рынке.
Единых правил организации управленческого учета не существует, поскольку каждое предприятие имеет свою специфику. Несмотря на схожесть управленческих процессов крупных и малых предприятий, МСБ имеет отличия, которые обусловлены размером субъекта хозяйствования, объемом производственных мощностей, составом и численностью работающих, объемом и ассортиментом продукции и услуг. Указанные параметры индивидуальны для каждого предприятия, а потому влияют не только на организацию системы управленческого учета, но и на классификацию затрат.
В управленческом учете с помощью плана счетов все объекты учета можно группировать согласно поставленным задачам и классификации. План счетов может быть идентичен тому, который используется в бухгалтерском учете, а может отличаться от него. Элементы, входящие в учетную модель предприятия, могут меняться так же, как и подходы к классификации затрат в системе управленческого учета, в зависимости от управленческих целей компании.
Классификации затрат в системе счетов аналитического учета для МСБ располагаются в следующей иерархической последовательности:
· первый наивысший уровень — это цель управленческого учета — получение прибыли;
· второй уровень — это цель бухгалтерского (финансового) учета — формирование бухгалтерской отчетности;
· третий уровень — это цель налогового учета — расчет налоговой базы по налогу.
В зависимости от того, какие управленческие задачи необходимо решать на малом предприятии, затраты классифицируются по следующим целям:
1. расчет себестоимости произведенной продукции (работ, услуг), оценка прибыли;
2. принятие управленческих решений и планирование;
3. регулирование и контроль центров ответственности.
В зависимости от целей управленческого учета возможна следующая классификация затрат (см. рисунок):
Важное значение для оценки прибыли или убытков деятельности компании имеет классификация затрат на входящие и истекшие. Входящие затраты — это средства, ресурсы, которые приобретены, имеются в наличии и должны принести доход организации в будущем. Такие затраты в балансе отражаются в составе активов. Если эти средства, ресурсы израсходованы в целях получения дохода и не смогут приносить доход в будущем, они переходят в истекшие.
<...>